Троллейбус. Подвижной состав. КТБ-1, Киев-2 и Киев-4

ОписаниеФотогалерея (12)

История моделей

Троллейбусы "Киев" выпускались Киевским заводом электротранспорта в 60-е годы ХХ века. Это предприятие было создано в 1906 году как Главные трамвайные мастерские и поначалу специализировалось на ремонте трамвайных вагонов. Но уже с 1911 года в мастерских был налажен выпуск собственных моторных и прицепных вагонов. В конце 20-х годов мастерские получили название Завода им. Домбаля. Завод выпускал трамвайные вагоны, аналогичные вагонам серии "Х". Перед войной на заводе было выпущено 9 цельнометаллических четырехосных вагонов КТЦ, а в послевоенный период здесь серийно производили трамваи КТВ-55 и КТВ-55-2.

Свои силы в троллейбусостроении Завод им. Домбаля (позже - Киевский Завод Электротранспорта им. Дзержинского) впервые попробовал в 30-е годы. На протяжении 1935-36 здесь было собрано 12 троллейбусов ЛК-5. С 1936 года все производство троллейбусов в СССР в предвоенные годы было сконцентрировано в Ярославле, поэтому завод прекратил сборку троллейбусов. Но более чем через 20 лет производство троллейбусных машин в Киеве было возобновлено. Причиной этого стало появление огромного количества новых троллейбусных линий в Украине в 50-е годы, которые не были обеспечены достаточным количеством подвижного состава.

В 1958 году Киевский Завод ЭлектроТранспорта (сокращенно - КЗЭТ) стал собирать троллейбусы МТБЭС, аналогичные машинам, выпускавшимся в то время в Москве на Сокольническом вагоноремонтном заводе. Троллейбусы МТБЭС были разработаны как экскурсионные, имели слабую конструкцию кузова, поэтому завод сразу же стал разрабатывать собственную модель, в основу которой легло шасси и электрооборудование троллейбуса МТБ-82. Для своего времени это стало своеобразным "шагом назад", ведь главный производитель троллейбусов страны в это же время начинал серийный выпуск принципиально новой модели ЗИУ-5, отказавшись от многих конструкторских решений, применявшихся на МТБ-82. Но в условиях плановой экономики КЗЭТ не имел другого выбора.

В 1959 году КЗЭТ прекратил выпуск троллейбусов МТБЭС а в апреле 1960 года появился экспериментальный образец троллейбуса 2Т (что означало "Кивский троллейбус двухосный"), который имел также обозначение "Киев-1". Однако из-за слишком большого переднего свеса нагрузка на переднюю ось у этого троллейбуса оказалась недопустимой. Месяцем позже была изготовлена вторая экспериментальная машина 2Ту с укороченным передним свесом. Эта модель оказалась более удачной и уже на ее основе осенью 1960 года запустили в производство серийный троллейбус КТБ-1 ("Киев-2").

С 1962 года конструкторы КЗЭТа стали работать над усовершенствованной моделью К-4 ("Киев-4"); следует отметить, что индекс "Киев-3" получила модернизация киевских троллейбусов МТБЭС по типу машин КТБ-1, проведенная в 1962 году.

Первый экземпляр троллейбуса "Киев-4" был выпущен в конце 1963 года, а с 1964 года начался серийный выпуск троллейбусов этом модели. Если все предыдущие разработки киевлян эксплуатировались в основном в самом Киеве (лишь небольшое количество троллейбусов "Киев-2" были построены для других городов), то начиная с 1964 года киевские троллейбусы стали поступать во многие города Украины. В то же время в Киев в больших количествах стали поступать чешские Шкоды, и с 1965 года столица окончательно отказалась от троллейбусов собственного производства, а в 1966-1968 годах Киев раздал все свои троллейбусы "Киев-2" и "Киев-4" в другие города - Полтаву, Житомир, Винницу, Херсон, Кировоград, Алчевск и т.д.

Троллейбусы "Киев-4" выпускались Киевским заводом электротранспорта до 1969 года. На конвейере их сменила новая модель "Киев-6". Троллейбусы "Киев-2" работали в городах Украины до начала 70-х годов. Последние же пассажирские троллейбусы Киев-4 списали в Алчевске в 1979-ом. Интересно, что киевские машины эксплуатировались исключительно на территории Украины. Тем не менее, единственный сохранившийся на сегодняшний день троллейбус "Киев-2" находится в фондах Московского музея электротранспорта.

"Киев-6" стал последней разработкой КЗЭТа в советский период. В 1972 году производство пассажирских троллейбусов на заводе было свернуто. Руководство отрасли решило, что для их производства стране достаточно одного Завода им. Урицкого. Поэтому в дальнейшем КЗЭТ специализировался на выпуске грузовых и служебных троллейбусов серии КТГ. Лишь с распадом СССР завод вернулся к производству пассажирских троллейбусов - среди его разработок появились одиночные и сочлененные троллейбусы "Киев-11".

Описание троллейбусов "Киев-2" и "Киев-4".

Основные узлы и детали киевских троллейбусов были позаимствованы у МТБ-82. Также сохранилась традиционная для МТБ-82 компоновка: непропорционально большая кабина занимала переднюю часть кузова до первой двери, которая располагалась в базе за передней осью троллейбуса. Задняя дверь находилась в заднем свесе. Каркас кузова был выполнен из стали прямоугольного сечения, что повышало его прочность и жесткость.

В отличие от МТБ-82 киевский троллейбус получил широкие четырехстворчатые двери, которые позволяли осуществлять одновременную посадку/высадку двух человек и широкие окна со сдвижными форточками, характерные для современных ему машин. Вентиляция салона обеспечивалась также двумя широкими люками в крыше. Не слишком удобная конструкция ширмовых дверей у ранних машин КТБ-1 была позаимствована у трамваев МТВ-82 и КТМ-1 - наличие перегородки между створками усложняло посадку пассажиров с крупногабаритными вещами. Уже в 1962 году конструкторы отказались от ширмовой конструкции дверей и в дальнейшем на все киевские троллейбусы устанавливались распашные двери.

Лобовое стекло троллейбуса "Киев-2" состояло из четырех частей, над лобовым стеклом располагался продолговатый маршрутоуказатель. С 1964 года стали устанавливать большие панорамные лобовые стекла, которые значительно улучшили обзор водителю. В салоне троллейбуса была применена трехрядная компоновка сидений - по левому борту между дверьми были установлены одноместные сидения, что увеличило вместимость салона в "часы пик".

Троллейбус "Киев-4" мало чем отличался от модели "Киев-2". Компоновка кузова, основные узлы и агрегаты остались такими же, как и у троллейбуса "Киев-2". Изменилась тормозная система троллейбуса - пневматическая схема включила в себя две самостоятельные системы торможения, что значительно повысило безопасность движения. На задней оси вместо тормозных камер были установлены цилиндры. Также на троллейбусах "Киев-4" появились штангоуловители.

Внешне "Киев-4" отличался от троллейбуса "Киев-2" более широкой передней частью и измененным дизайном заднего торца. Некоторые изменения коснулись и салона троллейбуса. В частности, в отделке салона стал гораздо шире применятся пластик, вместо двухместных диванов были установлены парные одиночные сидения. Троллейбусы "Киев-4" более поздних выпусков вместо удлиненного маршрутоуказателя над лобовым стеклом имели квадратное окошко - "скворечник", в котором размещался лишь номер маршрута.

Троллейбусы КТБ-1, Киев-2 и Киев-4 в Харькове

Первые два троллейбуса КТБ-1 поступили в наш город в декабре 1961 года. Им присвоили парковые номера ## 230 и 231 - таким образом, они продолжили нумерацию МТБ-82, последний из которых имел номер 229. Троллейбусы стали работать на 7-ом троллейбусном маршруте, связывавшим центр города с поселком "Восточный".

В течение двух лет эти троллейбусы оставались единственными киевскими машинами в городе. Дело в том, что КЗЭТ выпускал в то время троллейбусы в весьма ограниченных количествах, в большинстве своем для Киева. В то же время Харькову вполне хватало поставок более современной модели ЗИУ-5. Но в середине 60-х ситуация поменялась. Начались активные списания старых троллейбусов МТБ-82 и расширение троллейбусной сети в районе Селекционной Станции. Поставок ЗИУ-5, которые приходили в Харьков в количестве 20-25 единиц в год, не хватало. КЗЭТ же в это время освоил новую модель "Киев-4", которую стал выпускать в больших объемах, чем КТБ-1. Поэтому троллейбусы киевского производства, созданные на узлах МТБ-82 и морально устаревшие к тому времени, стали временным выходом из сложившейся ситуации.

На протяжении 1964-1967 годов Харьков получил 55 новых троллейбусов Киев-2 и Киев-4 производства Киевского завода электротранспорта. Машины 1964 и 1965 г.в. поступали в троллейбусное депо № 1, 1966-1967 - во вновь открытое в январе 1966 года троллейбусное депо № 2. Для киевских троллейбусов решено было открыть новую серию в нумерации - 3**. Троллейбусы ## 230 и 231 получили номера 301 и 302 соответственно, новые же машины имели номера ## 303-357. Большинство из них работали 7-ом маршруте, но иногда встречались и на других линиях.

В 1970 году работниками Троллейбусного депо № 1 на базе двух троллейбусов Киев-2 ## 327 и 328 был создан троллейбусный поезд по проекту, разработанному в середине 60-х годов в Киеве инженером Владимиром Векличем. С 28 августа 1970 года троллейбусный поезд стал регулярно перевозить пассажиров по 8-ому маршруту (Пл. Тевелева - Павлово Поле). До конца года планировали составить еще 4 поезда из троллейбусов "Киев", однако эксплуатация первого поезда не оправдала себя, и этим планам так и не суждено было сбыться. Поезд ## 327-328 вскоре был расцеплен.

В мае 1971 года были списаны оба троллейбуса КТБ-1. В это же время начались активные списания относительно новых машин модели Киев-2 и Киев-4. Главной причиной этому была устаревшая конструкция и низкая вместительность этих машин. С 1969 года, когда на Заводе им. Урицкого были введены новые производственные мощности, Харьков перестал испытывать дефицит в новых троллейбусных машинах и мог позволить себе массовые списания киевских троллейбусов. Поэтому к концу 1971 года все троллейбусы Киев-2 и Киев-4 были выведены из пассажирского инвентаря. Некоторые из этих машин использовались в 70-е годы в качестве передвижных буфетов, троллейбусов техпомощи и учебных машин. Последней в марте 1977 года была списана машина техпомощи # 016, переделанная из пассажирского троллейбуса # 326.

© Андрей Бутковский, 2018

Источники:

  1. Ребров С.А. Устройство и техническая эксплуатация троллейбусов. К.: Будівельник, 1966 - 303 с.;
  2. Сайт Urbantransport;
  3. Материалы газеты "Харьковский электротранспорт";
  4. Материалы газеты "Вечерний Харьков";
  5. Материалы музея ХКП "Горэлектротранс".

Материалы по теме:

  1. Фотографии салона троллейбуса КТБ-1;
  2. Фотографии салона троллейбуса К-4.

Техническая характеристика троллейбуса "Киев-4":

Наружные габаритные размеры
Длина, мм 10330
Ширина, мм 2650
Высота с учетом электрооборудования (с опущенными токоприемниками), мм 3395
Передний свес, мм 1000
Задний свес, мм 3000
База, мм 6000
Ширина колеи передних колес, мм 2000
Ширина колеи задних колес, мм 1910
Высота пола от уровня дороги без нагрузки, мм 920
Дорожный просвет троллейбуса при максимальной нагрузке (8 чел/м2), мм 190
Ширина дверного проема, мм 1400
Ширина оконных проемов, мм 1392
Внутренние габаритные размеры
Длина по полу (без кабины), мм 8100
Ширина между боковыми стенками кузова, мм 2410
Высота прохода (по оси), мм 2000
Ширина прохода между сиденьями, мм 1070
Длина подушки двухместного сидения, мм 850
Ширина подушки двухместного сидения, мм 380
Шаг двухместных сидений, мм 720
Длина подушки одноместного сидения, мм 425
Ширина подушки одноместного сидения, мм 380
Шаг одноместных сидений, мм 730
Масса и наполняемость троллейбуса
Снаряжённая масса, кг 9320
Полная масса, кг 15480
Количество мест при номинальной нагрузке (5 чел/м2) 65
Мест для сидения 30
Тяговые электродвигатели
Тип двигателя ДК-202Б
Мощность на валу (якорная), кВт/ч 86
Ток якоря, А/ч 160
Номинальное напряжение, В 600
Скорость вращения, об/мин 1435
 
Контрольная эксплуатационная скорость, км/час 50