Троллейбус. Подвижной состав. Богдан-Т701

ОписаниеПеречень маршрутовСхема маршрутовФотогалерея (1234)Новости по теме (37)

Работает на маршрутах: 1, 2, 3, 5, 6, 7, 11, 12, 13, 18, 19, 20, 25, 27, 31, 35, 40, 45, 56, 57. [ Подробный перечень... ] [ Схема... ]
Обслуживаемых подразделениями: КП "Салтівське трамвайне депо", КП "Тролейбусне депо №2", КП "Тролейбусне депо №3"

История модели

Богдан-Т701 - первый 12-метровый низкопольный троллейбус корпорации "Богдан", разработанный в 2009 году. При разработке этой модели конструкторы "Богдана" ориентировались на европейский рынок, рассчитывая занять свою нишу за счет приемлемого качества и более низкой цены. Поэтому первый троллейбус модификации Т70115 был оснащен асинхронным двигателем чешского производства TAM 1050C6. В январе 2010 года кузов был отправлен в Остраву, где был доукомплектован чешской системой управления Cegelec Europulse. Несмотря на успешно проведенные испытания и тестовую пассажирскую эксплуатацию весной 2011 года, Богдан был не в состоянии преодолеть конкуренцию со стороны европейских производителей. Первый экземпляр троллейбуса Богдан-Т701 был впоследствие приобретен литовским предприятием L-Bus и выставлялся на продажу; дальнейшая его судьба неизвестна.

Для внутреннего рынка корпорация разработала модификацию Т70110 с двигателем постоянного тока ЕД139АУ2 производства харьковского завода "Электротяжмаш" и системой управления Cegelec TV Progress. В 2010 году "Богдан" получил первый крупный заказ на новую модель: в течение 2010-2011 года 52 троллейбуса Богдан-Т70110 для работы на городских маршрутах Симферополя и 30 троллейбусов Т70115 для междугородной трассы "Симферополь - Алушта - Ялта" были поставлены в 2010-2011 гг. В 2011-2013 гг. 97 троллейбусов Богдан-Т70110 поступили в Киев; также 10 машин Т70110 были приобретены Полтавой в 2011 году.

С конца 2013 года на смену модификации Т70110 на украинский рынок вышла машина с асинхронным двигателем производства Псковского электромеханического завода ДТА-2У1, а также системой управления компании "Чергос" (Санкт-Петербург). Новая модификация получила индекс Т70117. С принятием законов о децентрализации и усилением местных бюджетов в 2014 году многие другие города Украины получили возможность пополнить троллейбусный парк. С 2014 по 2018 г. троллейбусы Богдан-Т70117 появились в Виннице, Кременчуге, Одессе, Сумах, Черкассах, Херсоне, Хмельницком; также продолжились поставки Т701 в Киев и Полтаву. Постепенно российские комплектующие троллейбусов были заменены украинскими: с 2018 года троллейбусы Богдан Т70117 комплектуются асинхронными двигателями АД903У1 производства харьковского завода "Электротяжмаш", а с 2019 года также отечественной системой управления СТТ-01 производства киевской компании "Политехносервис".

Троллейбусы Богдан Т701 работают также за рубежом. Так, в 2013 году корпорация "Богдан" совместно с польской компанией Ursus победила в тендере на поставку 38 троллейбусов в польский город Люблин. Для этих машин, модификации Т70116, "Богдан" поставил кузов, окончательная же сборка троллейбусов велась в Люблине на фабрике Ursus. Как и Т70117, троллейбус оборудован двигателем и системой управления Cegelec, однако статический преобразователь и система отопления Т70116 - польского производства (Enika). Также троллейбусы для польского Люблина оборудованы системой автономного хода с литий-полимерными батареями EVC - Kewelle International (Тайвань) размещенными, как и большинство электрооборудования, на крыше машины.

В декабре 2013 года корпорация "Богдан" сертифицировала в России троллейбус TMG-7207 «Comfort», представлявший собой Богдан-Т701, собранный на мощностях российской компании "ТрансМашГрупп". Троллейбус, предназначенный для российского рынка, был укомплектован электродвигателем российской компании "РусЭлПром" и тяговым приводом "Чергос". Планировалось, что благодаря конечной сборке машины в России корпорация сможет участвовать в тендерах, проводившихся в рамках федеральной государственной программы софинансирования мероприятий субъектов РФ по закупке современного пассажирского транспорта отечественного производства. Однако, была собрана лишь одна машина TMG-7207 «Comfort», которая была поставлена в подмосковный город Видное в 2014 году.

Троллейбус Богдан-Т701 стал родоначальником линейки унифицированных 12-метровых низкопольных машин корпорации "Богдан", среди которых городской автобус Богдан-А701 (2011 г), автобус для обслуживания аэропортов А70190, автобус с гибридным приводом А70522 (2012 г.) и электробус Богдан-Е701 (2014 г.).

Техническое описание

Богдан Т701.17 — 12-метровый городской низкопольный троллейбус с автономным запасом хода 1 км со скоростью 10 км/ч. Кузов троллейбуса вагонного типа, сварной, металлический с использованием пластиковых панелей, цельнонесущий с низким уровнем пола и усиленной крышей для размещения электрооборудования.

В качестве тягового привода используется асинхронный электродвигатель переменого тока АД903У1 с номинальной мощностью 180 кВт. Система управления - IGBT с рекуперацией, производства киевской компании "Политехносервис". Преобразование входного постоянного напряжения 550 В в низковольтное служебное 28 В осуществляется статическим преобразователем.

Передняя подвеска независимая, управляемая. Задняя подвеска – зависимая, с четырмя пневмоэлементами рукавного типа, четырмя гидравлическими телескопическими амортизаторами и двумя регуляторами положения кузова. Троллейбус оборудован электронной системой управления пневмоподвеской с возможностью регулирования высоты уровня кузова и функцией книлинга.

Основная тормозная система пневматическая, двухконтурная, действует на тормозные механизмы всех колес дискового типа с АБС. Запасная система - каждый из контуров рабочей тормозной системы. Стояночный тормоз имеет механический привод тормозных механизмов колес ведущего моста от пружинных энергоаккумуляторов с пневматическим управлением. Также имеется вспомогательная тормозная система - электродинамический тормоз, функцию которого выполняет тяговый электродвигатель.

В салон троллейбуса ведут три двустворчатые распашные двери. Механизм открывания дверей - пневматический, оборудован устройством, препятствующим защемлению пассажира в дверях. При открытых дверях движение троллейбуса блокируется. Салон и кабина водителя оборудованы кондиционерами. Окна из безопасного стекла. Салон освещается люминесцентными лампами. Вентиляция салона троллейбуса осуществляется через форточки большой площади и люк крыши. Для обогрева салона установлены три отопителями калориферного типа.

Модификации

Богдан-Т70110 - с двигателем постоянного тока ЭД139АУ2 (140 кВт) производства ГП "Электротяжмаш" (Харьков) и системой управления Cegelec TV Progress CDC (Cegelec, Чехия). Всего в 2010-2013 гг. построено 159 машин, которые работают в Киеве, Крыму и Полтаве.

Богдан-Т70115 - с асинхронным двигателем TAM 1050C6 (175 кВт) производства Pragoimex (Чехия) и системой управления Cegelec Europulse (Cegelec, Чехия). Всего была построена 31 машина, включая опытный экземпляр 70115АС, проходивший тестовую экплуатацию в Остраве, и 30 машин поставленных в 2010-2011 гг. предприятию "Крымтроллейбус".

Богдан-Т70116 - с асинхронным двигателем TAM 1050C6 (175 кВт) производства Pragoimex (Чехия), системой управления Cegelec Europulse (Cegelec, Чехия) и системой автономного хода. 38 машин этой модификации были собраны совместно с польской фирмой Ursus и поставлены в Люблин в 2013-2015 гг. под маркой Ursus T70116.

Богдан-Т70117 - с асинхронным двигателем ДТА-2У1 (180 кВт) производства Псковского электромашиностроительного завода (Россия) и системой управления "Чергос". С 2018 года на троллейбусы этой модификации устанавливаются отечественные двигатели АД903У1 ("Электротяжмаш") и система управления СТТ-01 производства киевской компании "Политехносервис". По состоянию на октябрь 2019 года выпущено около 200 троллейбусов этой модификации, которые работают в 10 различных городах Украины.

Богдан-Т70118 - с асинхронным двигателем ДТА-2У1 (180 кВт) производства Псковского электромашиностроительного завода (Россия) и системой управления Cegelec Europulse (Cegelec, Чехия) . Была построена одна машина в 2013 году, которая позже была поставлена в Винницу под индексом Т70117, но без изменения электрооборудования.

Богдан-Т70119 - перспективная модификция, разработка которой планируется в 2019 году. С асинхронным двигателем 6DTA (180 кВт) производства Рижского электромашиностроительного завода (Латвия) и системой управления ENIKA (Польша).

Богдан-Т701 в Харькове

28 сентября 2018 года Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и КП «Троллейбусное депо №2» подписали кредитное соглашение на сумму 10 млн евро для закупки новых троллейбусов и ремонтно-диагностического оборудования для них. Тендер на закупку новых машин выиграла компания «Богдан-Моторс», которая обязалась поставить харьковчанам 57 троллейбусов Богдан-Т70117 а также комплект запчастей, расходных материалов, инструментов и оборудования для обслуживания троллейбусов.

В отличие от более ранних экземпляров Богдан-Т70117, на которых были установлены тяговые электродвигатели и системы управления российского производства, харьковские машины оснащены отечественными аналогами - асинхронным ТЭД производства харьковского завода "Электротяжмаш" и СУ производства киевской компании "Политехносервис" Согласно условиям контракта, в комплектацию машин были включены такие опции как отдельные кондиционеры для кабины водителя и пассажирского салона, USB-порты в салоне и автоинформаторы на базе GPS

Первые два троллейбуса поступили в КП "Троллейбусное депо №2" 5 июля 2019 года, а спустя четыре дня состоялась презентация новых машин журналистам и городским властям на территории депо. Богдан-Т701 получили бортовые номера 2601 и 2602, открыв новую серию парковых номеров в депо. 15 июня 2019 года обе машины впервые выехали на маршруты №№ 3 и 35. В первых числах августа поступили еще три машины, ## 2603-2605. К январю 2020 года в Харьков поступило 43 троллейбуса Богдан-Т70117. Последние 14 машин для КП "Троллейбусное депо №2" (## 2643-2657) пришли в апреле-мае 2020 года Любопытно, что машина, получившая в Харькове бортовой номер 2617, до поставки в наш город успела побывать в Житомире, где корпорация "Богдан" презентовала троллейбус Президенту Зеленскому во время проведения Форума регионов.

© Андрей Бутковский, 2020

Источники:

  1. Богдан Т701 - статья в украинской Википедии;
  2. Юрий Гоголев. Троллейбусы «Богдан» - для Евросоюза. Автоцентр, 14.06.2010;
  3. Юрий Гоголев. Сegelec-«Богдан» Т701.15: Прорыв в Европу Автоцентр, 07.08.2010;
  4. Юрий Гоголев. В Польшу прибыли первые троллейбусы «Богдан» Автоцентр, 12.11.2013;
  5. Юрий Гоголев. Технические характеристики троллейбусов Богдан T701 10/15/17 Торгово-сервисный дом "Богдан";
  6. «Богдан»: тролейбуси Т601, Т701, Т801 і Т901 Український транспортний форум AllTransUA;
  7. Bogdan/Ursus T70116 LuBus - Lubelskie autobusy i trolejbusy;
  8. Богдан Т701 на сайте transphoto.ru;


Техническая характеристика троллейбуса Богдан Т70117

Габаритные размеры
Длина, мм 11960
Ширина, мм 2550
Высота, мм 3880
Колесная база, мм 5860
Колея переднего моста, мм 2160
Колея ведущего моста, мм 1890
Высота пола над уровнем земли, мм 350
Ширина дверных проемов, мм 1400
Массы и нагрузки
Снаряженная масса, кг 11400
Полная масса, кг 18000
Технически допустимая максимальная нагрузка на переднюю ось, кг 6900
Технически допустимая максимальная нагрузка на заднюю ось, кг 6900
Технические данные
Максимальная скорость, км/ч 65
Минимальный радиус разворота, м 12,5
Вместимость, пасс. 105
число мест для сидения 34
Двигатель
Тип АД 903У1
Напряжение сети, В 600
Мощность двигателя, кВт 180
Частота вращения, номинальная, об/мин 1480
Частота вращения, максимальная, об/мин 3960
Масса, кг 650
Ходовая часть
Передняя подвеска независимая, пневматическая
Передняя ось ZF
Задняя подвеска зависимая, пневматическая
Задний мост ZF, портальный
Тормозная система
Тип пневматическая
Рабочая тормозная система двухконтурная
Стояночная тормозная система пружинный энергоаккумулятор
Вспомогательная тормозная система электродинамическая
Запасная тормозная система один из контуров рабочей тормозной системы
 
Статический переобразователь 550/28/380В Украина или Чехия
Компрессорный агрегат "Ремеза" (Белоруссия)
Гидроусилитель руля ЗАО «Радий», Украина
Колеса 8.25x22.5
Шины 275/70R22.5