Метро. Подвижной состав. Тип 81-718 и 81-719
Описание | Фотогалерея (38) | Новости по теме (26)
История серии
Разработка вагонов метро нового поколения с тиристорно-импульсной системой управления тяговыми электродвигателями (ТИСУ) и рекуперативным торможением началась в СССР еще в первой половине 70-х годов прошлого века. Результатом стали опытные метровагоны серии "И", которые, несмотря на огромные преимущества по сравнению с современными им вагонами серии "Е", так и не пошли в серийное производство. Испытания вагонов серии "И" проходили более 10 лет в Москве, но во второй половине 80-х проект был свернут.
Тем не менее, завод продолжил работы по созданию вагонов, оснащенных ТИСУ, и в 1991 году появился опытный пятивагонный состав из вагонов серии 81-718 (головные) и 81-719 (промежуточные). Головные его вагоны получили номера 0250 и 0251 (общая нумерация с головными вагонами 81-717.5, выпускаемыми в то время), а промежуточные- 0700-0702 (общая нумерация с вагонами 81-714.5).
После проведения испытаний в Московском метрополитене состав был отправлен в Харьков. Интересно, что Московский метрополитен не заинтересовался новым подвижным составом, очевидно, из-за неизбежных трудностей, связанных с освоением новой системы управления, но харьковчанам поезд понравился, и в течение 1993-1998 годов на ОАО "Метровагонмаш" было собрано еще четыре состава для Харьковского метрополитена. Эти серийные вагоны получили уже собственную нумерацию, при этом номера головных вагонов начинались с # 003, а промежуточных - с # 103. Вагоны последнего состава, собранного в 1998 году, получили обозначение 81-718.0 и 81-719.0.
В течение 9 лет Харьковский метрополитен был единственным в мире метрополитеном, эксплуатировавшим вагоны типов 81-718 и 81-719. Однако в 2001 году 5 четырехвагонных составов серии 81-718.0 и 81-719.0 были заказаны Ташкентским метрополитеном для открывшейся там Юнус-Абадской линии метро. Эти вагоны получили несколько иную окраску; также им была присвоена отдельная серия номеров - головные вагоны получили бортовые номера 0001-0010, а промежуточные - 0101-0110.
Дополнительные три состава для харьковского метрополитена были построены в 2004 году. Их нумерация продолжила нумерацию составов, построенных для Харькова ранее. Однако модификация вагонов другая - 81-718.2 и 81-719.2. Внешне их можно отличить от предыдущих модификаций по измененному дизайну сидений. На сегодняшний день это последние вагоны типов 81-718 и 81-719, выпущенные ОАО "Метровагонмаш", хотя вполне вероятно, что производство вагонов этой серии будет продолжено.
Описание вагонов
За основу нового вагона был взят корпус вагонов серии 81-717/714. Внешние отличия заключаются в измененном дизайне кабины и приборов наружного освещения (фары собраны в два блока по три фары в каждом и размещены в один ряд под лобовым стеклом). Также на крыше вагонов отсутствуют воздухозаборники, что связано с применением системы принудительной вентиляции. Основным отличием в оборудовании является использование тиристорно-импульсной системы управления тяговыми электродвигателями. Мощность двигателей по сравнению с вагонами 81-717/714 не изменилась.
Пассажирский салон вагонов серии 81-718/719 также отличается от салонов его предшественников. Отсутствуют привычные решетки воздухозаборников под потолком - вместо них по центру потолка расположены 8 вентиляторов принудительной системы вентиляции. Люминесцентные светильники расположены по бокам от вентиляторов, над сидениями. Также несколько изменилась форма поручней в салоне.
Для большинства вагонов 81-718/719 применены также несколько иные схемы окраски, чем для 81-717/714. Первые пять составов, работающие ныне в Харьковском метрополитене, окрашены в синий цвет, с серой крышей и дверями вагонов и желтым подоконным поясом, на дверях вагонов на уровне подоконного пояса нанесена синяя прерывистая полоса. Вагоны Ташкентского метрополитена 2001-го года выпуска покрашены по схеме "салатный верх - голубой низ" с белой подоконной линией, образующей узор в виде буквы V на дверях. Три же состава 2004-го года, работающие ныне в Харькове, были изначально окрашены по стандартной для вагонов 81-717/714, но по прибытию в Харьков два из них были перекрашены по стандартной, для харьковских составов типа 81-718/719, схеме, с нанесением юбилейных надписей и символики, связанной с празднованием 350-летия Харькова.
Вагоны 81-718/81-719 в Харькове
Практически все новые типы подвижного состава в СССР, как наземного городского транспорта, так и метро, в первую очередь поступали в столицу. Но метровагоны 81-718/719 стали необычным исключением, так как именно наш город стал первым городом бывшего СССР, метрополитен которого стал эксплуатировать вагоны, оснащенные тиристорно-импульсной системой управления.
Первый состав из вагонов серии 81-718/719, пройдя предварительную обкатку в Московском метрополитене, прибыл в ТЧ-1 "Московское" Харьковского метрополитена в 1992 году. В августе 1992 года этот экспериментальный поезд начал работу на Свердловско-Заводской (ныне - Холодногорско-Заводская) линии.
Почему этот поезд поступил именно в Харьков, ведь в 1992 году харьковскому метрополитену вполне хватало существовавшего подвижного состава? Дело в том, что в 1992 году первая очередь Алексеевской линии метро была уже практически готова и планировалось ее открытие. Таким образом, состав 81-718/719 должен был стать одним из нескольких, которые должны были работать на новой линии. Но экономический кризис помешал этим планам - третья линия была открыта лишь спустя три года и к моменту ее открытия было закуплено еще 3 подобных состава. Естественно, их не хватало для обслуживания линии, состоящей из 5 станций, и кроме них на Алексевской линии стали также работать составы 81-717/714, обслуживавшие ранее Холодногорско-Заводскую и Салтовскую линии. Еще один поезд, на сей раз модификации 81-718.0/719.0 был закуплен в 1998 году.
В 2004 году открылись две новые станции Алексеевской линии, что вызвало необходимость закупки нового подвижного состава. Три новых состава были приобретены на ОАО "Метровагонмаш", при этом предприятие поставило в Харьков только кузова вагонов с механическим и пневматическим оборудованием, силовая же электроника была закуплена и установлена харьковчанами. Таким образом, сейчас в Харькове насчитывается 8 пятивагонных составов серии 81-718/719.
© Андрей Бутковский, 2008
Источники:
- Сайт "Метровагоны";
- Документ "Комплект электрооборудования "Импульс" ("Динас-11") с тиристорно-импульсной системой управления для вагонов метрополитена моделей 81-718 и 81-719";
- Материалы харьковских СМИ.
Техническая характеристика вагонов типа 81-718 и 81-719:
Габаритные размеры | ||
---|---|---|
Длина, мм | 19210 | |
Ширина, мм | 2700 | |
Высота, мм | 3650 | |
Ширина дверного проема, мм | 1380 | |
Тара и наполняемость вагона | ||
81-718 | 81-719 | |
Тара, т | 33,5 | 32,5 |
Вместимость вагона при плотности 10 чел/м2, чел | 308 | 330 |
Мест для сидения, шт | 40 | 44 |
Скоростные характеристики | ||
Конструкционная скорость, км/ч | 90 | |
Ускорение, м/с2 | 1,2 | |
Замедление, м/с2 | 1 | |
Тяговые электродвигатели | ||
Количество двигателей | 4 | |
Тип двигателей | ДК-117 ДМ (постоянного тока с самовентиляцией) | |
Мощность номинальная, кВт | 114 | |
Режим работы номинальный | S2 (60 мин) | |
Напряжение номинальное, В (в моторном/генераторном режимах) | 375/740 | |
Ток обмотки якоря, А (номинальный/продолжительный) | 345/295 | |
Ток обмотки возбуждения, А (номинальный/продолжительный) | 170/189 | |
Частота вращения, об/мин (номинальная/максимальная) | 1500/3250 | |
Номинальная степень последовательного возбуждения, % | 50 | |
Возбуждение | последовательное | |
Масса, кг | 760 | |
Тип тормоза | электродинамический | |
Диаметр колес, мм | 780 | |
Установленный срок службы, лет | 35 |