Метро. Подвижной состав. Тип Еж3 и Ем508т
Описание | Фотогалерея (45) | Новости по теме (21)
Вагоны серии Еж3 выпускались Мытищинским вагоностроительным заводом с 1973 по 1977 годы. Другое обозначение этого типа вагона (по заводской документации) - 81-710. Изначально эти вагоны должны были послужить промежуточной серией при переходе от серии Е к серии Ж, что и отображено в названии, но так получилось, что серия Ж так и не была выпущена. Вместо этого началось развитие серии Еж - кроме собственно Еж, еще были выпущены вагоны Еж1. Однако выпускались они в первую половину 70х годов, и в Харьковский метрополитен не попали. Ленинградский вагоностроительный завод им. Егорова выпускал аналогичную серию Ем-508Т, отличавшуюся отсутствием части оборудования. Эти вагоны предполагалось использовать как промежуточные, но с возможностью работы в голове состава. От своего прототипа - вагона типа Еж - вагоны Еж3 внешне отличались металлическими рамами окон, материалом сидений, также была изменена панель управления в кабине. Вагон оборудован несколькими новыми на тот момент системами для обеспечения безопасности движения состава. Первые вагоны, полученные Харьковским метрополитеном при открытии в 1975 году, были Еж3. С момента открытия трудятся вагоны этой серии на Холодногорско-Заводской линии. В Харькове можно встретить как поезда, полностью составленные из вагонов серии Еж3, так и включающие от одного до трех вагонов серии Ем-508Т, расположенных, естественно, в середине состава.
Вагон серии Еж3 оснащен четырьмя тяговыми электродвигателями мощностью по 68 кВт каждый. Расчетный срок службы вагона - 35 лет, однако его можно продлить, модернизировав вагон. Такая модернизация активно проводится в большинстве постсоветских метрополитенов, Харьков не стал исключением. Правда, в отличие от киевского метрополитена, где при модернизации изменяют внешний вид вагона, а у наполнителей удаляют кабины, увеличивая вместимость, в Харькове модернизация внешне незаметна.
Вместимость вагона серии Еж3 - 264 пассажира при наполнении 10 человек на 1 м2, из них 42 человека могут ехать сидя. Каждый вагон этой серии имеет кабину машиниста, 8 пассажирских дверей, двери кабины машиниста и торцевую дверь, расположенную в противоположном кабине конце вагона. В кабине вагона серии Еж3/Ем-508т имеется три двери: в салон и две наружных, с торца вагона и по левую руку от машиниста. Предусмотрено два рабочих места для машиниста и помощника, однако в Харьковском метрополитене на всех линиях поездами управляет машинист "в одно лицо", т.е. самостоятельно. В крыше вагона расположены пассивные воздухозаборники таким образом, что при движении одна часть вентиляционных отверстий обеспечивает приток воздуха, а другая - отток. Освещение салона при помощи ламп накаливания, расположенных в круглых плафонах в три ряда вдоль вагона. Внутренняя облицовка вагона выполнена из пластика. Всего в Харьков поступило около 100 вагонов Еж3 и 37 вагонов Ем-508т (1977-1978 г.в., номера 68хх, 7007-7026). Несколько вагонов были подвергнуты различным переделкам.
Вагон Еж3 5639 переоборудован в тренажер. Вагон Еж3 5714 был переоборудован в 81-718 с установкой нового оборудования и работает на Алексеевской линии метрополитена вместе с вагонами 81-718/719. Вагон Еж3 5918 переоборудован в Вагон-Лабораторию СЦБ, предназначенный для контроля работы систем сигнализации.
© Константин Марков, 2005