Автобус. Подвижной состав. ЛАЗ-697

ОписаниеФотогалерея (15)Новости по теме (1)

История создания модели

Первый опытный туристический автобус ЛАЗ-697 "Турист" был создан коллективом ЛАЗа и НАМИ в сентябре 1958 года. По сути, автобус являлся междугородной версией городской 695-ой модели. Вместо двух ширмовых дверей в переднем и заднем свесе в салон вела одна ручная передняя дверь. В салоне автобуса располагалось 34 комфортабельных регулируемых сидения, на спинках которых были плафоны индивидуального ночного освещения, пепельницы, сетки для газет и журналов. Сам автобус имел раздвижную крышу, установку принудительной вентиляции с увлажнением воздуха, калориферное отопление, радиоприемник с микрофоном и багажное отделение под полом. На автобусе были установлены телескопические амортизаторы и гидропривод сцепления. Впервые на этом автобусе был установлен заводской знак - буква "Л" в обрамлении. В дальнейшем такой знак будет стоять на всех серийных "Туристах", а также на автобусах ЛАЗ-699 и ЛАЗ-699А. Опытный автобус ЛАЗ-697 "Турист" демонстрировался на ВДНХ СССР, а потом группа заводских туристов совершила на нём поездку по Чехословакии и Польше.

В июне 1959 года был создан второй вариант автобуса ЛАЗ-697 "Турист". От предыдущей опытной машины он отличался меньшей площадью остекления скатов крыши. Вместо раздвижной крыши был установлен сдвижной люк размером 1800х2700мм; такие люки впоследствии устанавливались на некоторые партии серийных автобусов ЛАЗ-697 и ЛАЗ-697Е. Для естественной вентиляции, впервые именно на этом автобусе, был сделан специальный воздухозаборник над лобовым стеклом, из-за чего над стеклом образовался козырёк-"кепочка" из надвинутой крыши. Эта "кепочка" в дальнейшем стала достоянием всех серийных автобусов ЛАЗ. На этом же автобусе, также впервые на ЛАЗах, были установлены форточки увеличенного размера, которые потом тоже стали обязательными для всех ЛАЗов. Автобус комплектовался двигателем ЗИЛ-164 и подвеской на четырех полуэллиптических рессорах с корректирующими пружинами. Для багажа предусматривались багажные отсеки под полом автобуса объёмом 3,5м3. Данный экземпляр экспонировался на Международной выставке в Марселе в 1959 году и на автомобильной выставке в Женеве в 1960 году.

Серийное производство автобусов ЛАЗ-697 началось в конце 1959 года. Серийные автобусы комплектовались двигателем ЗИЛ-158А мощностью 109 л.с.; такой же двигатель устанавливали и на городскую модель ЛАЗ-695Б.

ЛАЗ-697Е

С 1961 года на ЛАЗ начались поставки нового двигателя ЗИЛ-130 мощностью 150 л.с. Им начали комплектовать как городскую, так и междугородную модель, соответствующие модификации получили наименование ЛАЗ-695Е и ЛАЗ-697Е. Максимальная скорость новых автобусов возросла на 7 кмчас. До 1963 года новые двигатели поставлялись на ЛАЗ небольшими партиями, поэтому параллельно велся выпуск старого автобуса ЛАЗ-697 и нового ЛАЗ-697Е, причем внешне обе модификации были одинаковы.

С начала 1964 года поставки двигателей ЗИЛ-130 стали регулярными, что позволило отказаться от модификации со старым двигателем. Также в это время несколько изменился внешний вид автобуса ЛАЗ-697Е - колесные арки приобрели круглую форму, исчезли ниспадающие молдинги на кузове. Автобус ЛАЗ-697Е выпускался до 1969 года.

ЛАЗ-697М

В 1970 году начался выпуск очередной модификации ЛАЗ-697М, унифицированной с соответствующим городским автобусом ЛАЗ-695М. Новый автобус отличался от прежнего несколько иной верхней частью кузова с увеличенным боковыми окнами, отсутствием остекления скатов крыши и отсутствием сзади воздухозаборника-трубы - забор воздуха для двигателя теперь осуществлялся через боковые дефлекторы. Автобус также получил гидроусилитель руля и венгерский задний мост "Раба", чего не было у предыдущей модификации.

Первый демонстрационный автобус ЛАЗ-697М был показан на выставке в Москве в 1969 году и от серийных он отличался другим оформлением передка и аварийными открывающимися выходами на месте некоторых боковых стёкол. Этот автобус потом несколько раз демонстрировался на различных выставках вплоть до года окончания выпуска всей серии ЛАЗ-697М. Серийно автобусы ЛАЗ-697М производились до 1975 года, а отличить их всегда можно по большой букве "Л" на передке. В конце производства ЛАЗ-697М выпускалась переходная модель у которой передняя часть автобуса сохранялась ещё от ЛАЗ-697М, а задняя часть кузова соответствовала уже ЛАЗ-697Н.

ЛАЗ-697Н

Первые опытные экземпляры автобуса ЛАЗ-697Н "Турист" были замечены на ВДНХ СССР в 1971 году. По сути, этот автобус был неким гибридом из серийного на тот момент кузова ЛАЗ-697М с новым передком. Интересно, что опытные образцы ЛАЗ-697Н появились несколько позже опытных образцов ЛАЗ-695Н и ЛАЗ-699Н, но в серийном производстве он был освоен раньше этих автобусов, уже в 1975 году. Выпуск ЛАЗ-697Н в "классическом" виде с полностью новым кузовом продолжался недолго, менее трёх лет.

В 1978 году на ЛАЗе начали производство переходной модели, которая наименовалась ещё ЛАЗ-697Н, но по многим элементам уже была унифицирована с будущей моделью ЛАЗ-697Р. Например, боковые окна автобуса лишились форточек - вентиляция кузова теперь осуществлялась через единый воздухозаборник на крыше автобуса. У этих машин также появилась вторая входная дверь в заднем свесе, как у более старшего собрата ЛАЗ-699Н.

ЛАЗ-697Р

Производство автобуса ЛАЗ-697Р началось в 1978 году. От предыдущей модификации автобус отличался лишь небольшими конструктивными изменениями. Внешне от ЛАЗ-697Н эти автоубсы можно отличить по расположению передних указателей поворота - у ЛАЗ-697Н они были круглые и находились по бокам от фар, у ЛАЗ-697Р указатели поворота квадратные и расположены над фарами. Также на автобусах ЛАЗ-697Р отказались от задней двери - новшества, примененного на последних партиях ЛАЗ-697Н, поскольку наличие дополнительной входной двери на таком коротком автобусе очень сильно снижало пассажировместимость.

Производство автобусов ЛАЗ-697Р продолжалось до 1985 года, когда было окончательно свернуто в пользу более вместительной модели ЛАЗ-699Р. Поэтому в настоящее время автобусы ЛАЗ-697 являются довольно редкой моделью. Чаще всего встречается модификация ЛАЗ-697Р, хотя в некоторых уголках Украины еще работают машины ЛАЗ-697Н и даже ЛАЗ-697М. Следует отметить, что в 90-е годы некоторые автобусы ЛАЗ-695Н подвергались местным переделкам, в ходе которых автоматические двери заменялись ручными, а в салоне устанавливались сиденья междугородного типа. Отличить эти машины от настоящих ЛАЗ-697Р можно по отсутствию воздухозаборника на крыше и наличию второй двери в заднем свесе.

ЛАЗ-697 в Харькове

Первые пять автобусов ЛАЗ-697 поступили в Харьков в конце 1961 года. В 60-е и 70-е годы эти машины получали городские автопарки и автопарки некоторых райцентров, а также автобаза Интуриста. ЛАЗ-697 также работали в качестве служебных автобусов ряда предприятий Харькова и области. Поскольку производство автобусов ЛАЗ-697 было прекращено в 1985 году, ЛАЗ-697 стали редкой моделью уже в конце 90-х годов. Впрочем, до 2004 года единичные экземпляры этой машины использовались на городских маршрутах 223,280,296. На 281-ом маршруте до осени 2002 года работал автобус ЛАЗ-697М с номерными знаками 083-42ХА. Позже эта машина стала экспонатом музея Львовского автобусного завода.

Кроме оригинальных ЛАЗ-697 в Харькове также встречались машины с междугородным салоном, переделаные из городских ЛАЗ-695. Один такой автобус был в 1-м автопарке (АТП-16327); в конце 90-х и начале "нулевых" годов он работал на городских маршрутах 119 и 139. Также несколько переоборудованных ЛАЗ-695 из Сумской области работали на маршруте "Харьков - Ахтырка".

© Андрей Бутковский, 2018

Источники:

  1. Автомодельное бюро: модели автомобилей;
  2. Материалы газеты "Вечерний Харьков".


Техническая характеристика автобуса ЛАЗ-697Р:

Габаритные размеры
Длина, мм 9190
Ширина, мм 2500
Высота, мм 3120
База, мм 4190
Передний свес, мм 2130
Задний свес, мм 2870
Колея передних колес, мм 2116
Колея задних колес, мм 1850
Дорожный просвет, мм 320
Ширина дверного проема, мм 840
Ширина прохода между сиденьями, мм 450
Радиус поворота, м 9,6
Масса и наполняемость автобуса
Снаряженная масса, кг 6950
Полная масса, кг 10230
Количество мест 33
Двигатель
Марка двигателя ЗИЛ-508.10
Тип двигателя карбюраторный
Рабочий объем, л 6,0
Количество цилиндров 8
Степень сжатия 7,1
Мощность, л.с. 150
Крутящий момент, Нм 402
Расход топлива при скорости 60 км/час, л/100км 35
 
Максимальная скорость, км/час 75
 
Тип КПП ЗИЛ-158В
Число ступеней КПП 5