Автобус. Подвижной состав. ЛАЗ-А183 "СитиЛАЗ"

ОписаниеПригородные маршрутыФотогалерея (471)Новости по теме (50)

Работает на пригородных маршрутах: 1354. [ Подробный перечень... ]
Обслуживаемых перевозчиками: ТОВ "Фрегат-К+"

История модели

В мае 2004 года на автосалоне SIA-2004 в Киеве был представлен первый украинский низкопольный автобус ЛАЗ-А183 ("СитиЛАЗ"). Разработка львовских конструкторов заранее нигде не анонсировалась, поэтому показанный автобус, не уступавший лучшим образцам европейской техники, вызвал всеобщее удивление.

За основу новой модели львовские конструкторы взяли проекты ведущих европейских фирм. Но не следует забывать, что именно специалисты львовского ГСКБ по автобусам еще в конце 60-х годов разработали и внедрили концепцию низкопольного автобуса в экспериментальных моделях ЛАЗ-360Э и ЛАЗ-360ЭМ - задолго до того, как первые "низкопольники" появились в Европе. К сожалению, страну Советов больше интересовала гонка вооружений, проект не получил поддержки со стороны властей, и уникальные автобусы вошли в историю всего лишь как незавершенный эксперимент. Лишь спустя три с половиной десятилетия ЛАЗ стал выпускать низкопольные городские автобусы.

Серийное производство автобусов ЛАЗ-А183 было налажено в 2005 году. Первый крупный заказ поступил от Киева. Столица заказала себе сразу 140 машин новой модели, первые три из которых прибыли в Киев в мае 2005 года. Остальные автобусы были поставлены в течение 2005-2006 гг. Желтый цвет стал стандартной окраской для киевских ЛАЗ-А183, хотя в 2007 году в город поступило и несколько белых машин.

ЛАЗ-А183 стал родоначальником целой линейки различных моделей автобусов и троллейбусов. Среди них автобус для обслуживания аэропортов ЛАЗ-АХ183, пригородный автобус ЛАЗ-А191, 10-метровый автобус ЛАЗ-А152, 18-метровый сочлененный автобус ЛАЗ-А292; одинарный и сочлененный троллейбусы – ЛАЗ-Е183 и ЛАЗ-Е301.

В 2007-м году были изменены наименования всей линейки автобусов львовского производства, при этом ЛАЗ-А183 получил название CityLAZ-12. В том же году предприятие поставило один автобус в столицу Болгарии, Софию, а в 2008-2009 годах еще 4 автобуса – в польский город Кельце. Автобус CityLAZ-12 (ЛАЗ-А183) в 2005-2006 годах проходил испытания в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, однако сильная конкуренция со стороны российских производителей не позволила этой модели пробиться на рынок "северного соседа". В Украине же в 2000-е годы, помимо Киева, небольшое количество автобусов CityLAZ-12 закупили муниципалитеты Донецка, Винницы и Черновцов, а также ряд государственных предприятий (ГП "Украэрорух", "Укрбургаз", Параолимпийский центр "Украина" и т.д.) и отдельные коммерческие перевозчики Киева и Харькова.

Кризис 2008-2009 годов отрицательно сказался и на производстве львовских автобусов. В это время завод практически остался без заказов и оказался на грани банкротства. Ситуацию спасло участие Украины в чемпионате Евро-2012. 30 марта 2010 года вице-премьер-министр Украины по вопросам подготовки к Евро-2012 Борис Колесников и руководство ООО "Львовский автобусный завод" подписали меморандум о сотрудничестве, в рамках которого завод обязался до 2012 года поставить четырем городам, принимающим Евро-2012, 1500 автобусов и 500 троллейбусов различных моделей. 28-го октября 2010 года состоялась передача первых 49 автобусов CityLAZ-12 представителям Киева, Харькова, Донецка и Львова. Помимо этого, 2010 год был отмечен первым серьезным международным контрактом: ЛАЗ заключил договор о поставке 84-х автобусов в столицу Македонии, Скопье. В 2011-2012 годах завод продолжил исполнение контракта по поставке автобусов к Евро-2012. Правда, объемы этого контракта в дальнейшем значительно сократились из-за снижения объемов госфинансирования.

Кроме Львовского автобусного завода автобусы ЛАЗ-А183 выпускались также Днепровским автобусным заводом (г. Каменское Днепропетровской области) входившим в состав холдинга ЛАЗ с 2003 года. С 2007-го года это предприятие занималось сборкой "бюджетной" модификации ЛАЗ-А183F0 с китайской агрегатной базой. Правда из-за отсутствия заказов в 2007-2009 годах на предприятии было собрано всего несколько подобных машин, а после производство было вообще остановлено в связи с финансовым кризисом 2009-2010 гг. В 2011 году Винница заказала у ЛАЗа поставку автобусов ЛАЗ-А183F0 в лизинг. Изготовление этих машин было начато на ДАЗе. Первые два A183F0 были отправлены в Винницу в июле того же года, однако заказчик к тому времени изменил свои планы в пользу Богдан А701 и отказался брать машины на баланс, вследствие чего они были возвращены заводу. Позже одну из изготовленных машин продали в Бровары, а еще несколько автобусов обслуживали аэропорт Донецка во время Евро-2012. Помимо ЛАЗ-А183F0 Днепровским заводом была также изготовлена партия из пяти автобусов ЛАЗ-А183D1 для Харькова.

Поставка автобусов и троллейбусов к Евро-2012 стала последним крупным контрактом в истории предприятия. Уже в 2013 году производство автобусов во Львове было остановлено. Конвейер по сборке городских низкопольных автобусов был вывезен на Днепровский автобусный завод, где планировали продолжать производство городских машин, однако этим планам также не суждено было сбыться.

По данным пресс-службы ЛАЗа, в 2018 году заказчикам было передано 4 автобуса ЛАЗ-А183 из числа машин, собранных несколькими годами ранее. К этому времени завод во Львове не функционировал уже несколько лет, фактически, от него остались лишь руины заброшенных корпусов. В 2021 году на торги было также выставлено имущество Днепровского автобусного завода.

Описание модели

ЛАЗ-А183 разработан полностью низкопольным, с одинаковым уровнем пола (350 мм) по всей длине салона, что соответствует уровню тротуара, к которому подъезжает автобус. Пневматическая подвеска автобуса дополнена системой подъема и опускания кузова (kneeling), делающей вход в автобус и выход на тротуар еще более удобными.

В салон автобуса ведут три широкие (1200 мм) двустворчатые двери, управляемые пневматикой. Напротив средней двери создана широкая накопительная площадка. Автобус оборудован трапом для инвалидной коляски, а в салоне имеется специально отведенное для нее место. Огромные боковые окна делают салон еще более просторным, визуально увеличивая объем. Тонированные стекла немного "приглушают" яркость дневного света.

Для освещения салона в вечернее время с обеих сторон прохода над поручнями установлены два ряда люминесцентных светильников (в автобусе модификации A183F0, а также в автобусах A183D1 2007-2010 гг. выпуска они заменены более дешевыми лампами накаливания).

Отопление салона - жидкостное от системы охлаждения двигателя и независимого обогревателя Webasto - осуществляется посредством бортовых конвекторов (бесшумное отопление), отопителей салона и переднего отопителя. По желанию заказчика, в автобусе может быть установлен кондиционер. Кондиционированный воздух поступает сквозь множество отверстий фальшпотолка, подвешенного над центральным проходом. Таким образом, даже сильный поток воздуха равномерно рассеивается, не доставляя неудобств пассажирам автобуса.

Рабочее место водителя обладает удобным креслом на пневматической подушке с возможностью раздельных регулировок спинки и сидения, регулируемой рулевой колонкой и даже возможностью настройки положения панели приборов. У первых серийных автобусов отсутствовала сплошная перегородка между салоном и рабочим местом водителя, что вызывало немало нареканий со стороны водителей. В дальнейшем завод устранил этот недостаток.

Все контрольные выводы эксплуатационных систем сосредоточены внутри автобуса. Обеспечен удобный и оперативный доступ к двигателю и сопряженным с ним агрегатам из салона автобуса и через крышку моторного отсека. После рабочей смены в салоне автобуса несложно сделать уборку. Кроме того, что пол ровный, он еще и абсолютно свободен - за счет оригинальной системы крепления сидений к боковинам кузова.

Для увеличения срока службы автобуса применяются современные технологии антикоррозийной защиты: фосфатируется каркас кузова, внутренние поверхности труб кузова обрабатываются антикоррозийным покрытием "Movidan", боковые панели кузова из оцинкованного металла. Применяемые технологии клейки боковых панелей и вклейки окон существенно повышают прочностные характеристики и антикоррозийную стойкость кузова. Для нанесения грунта и лакокрасочного покрытия применяются специальные технологии и материалы, которые гарантируют защиту кузова от сквозной коррозии.

Модификации

Опытный ЛАЗ-А183

Первый опытный автобус ЛАЗ-А183, представленный на SIA-2004 отличался от последующих серийных машин расположением средней двери, которая была смещена к заднему мосту автобуса. Также автобус имел нестандартную "лимонную" заводскую окраску.

После SIA-2004 автобус некоторое время проработал в качестве эксперимента на автобусном маршруте 69 в Киеве. Затем он был показан на нескольких выставках, в том числе в Москве, после чего вернулся на завод. В 2007 году эта машина поступила в один из киевских автопарков, но уже в стандартной для Киева желтой окраске и со стандартным расположением средней двери.

ЛАЗ-А183D1 (CityLAZ 12 LF). Полностью низкопольный автобус, оснащенный дизельным двигателем немецкого производства Deutz BF6M1013ECP (Евро-2; 2004-2010 гг.) или Deutz TCD2013L06 4V (Евро-3 и Евро-4; 2010-2012 гг.). Машины с двигателем Deutz TCD2013L06 4V ЛАЗ-А183D1 – наиболее массовая модификация; всего в 2005-2012 годах изготовлено более 400 автобусов ЛАЗ-А183D1. Автобусы этой модификации собирались преимущественно на самом ЛАЗе, однако небольшая партия была также собрана на ДАЗе в 2011-2012 годах.

ЛАЗ-А183F0 (CityLAZ 12 LE) - Частично низкопольный автобус, укомплектованный китайским двигателем Youchai YC6A260-20 мощностью 260 л.с. Автобус изначально был спроектирован как бюджетная версия полностью низкопольной модификации А183D1. Для снижения стоимости машины львовяне отказались от портальных мостов, из-за чего пришлось пожертвовать стопроцентной низкопольностью автобуса. Кроме того, машина оснащена механической, а не автоматической коробкой передач. Удешевлены и некоторые детали салона – так в ЛАЗ-А183F0 отсутствуют кнопки сигнала водителю на поручнях, а вместо цельной линии светильников установлены дешевые одинарные. Также отсутствует фальшпотолок, поскольку предполагалось, что заказчики, выбравшие бюджетную версию, вряд ли будут оплачивать установку кондиционера.

ЛАЗ-А183N1 Полностью низкопольный автобус, оснащенный дизельным двигателем немецкого производства MAN D0836 LOH02 либо MAN D0836 LOH64. Всего было изготовлено два автобуса этой модификации. Один из них, оснащeнный дизелем MAN D0836 LOH02, был произведен в 2007 году и поставлен в качестве промо-образца в столицу Болгарии, Софию. Однако надежды ЛАЗа получить крупный заказ для столицы балканского государства не оправдались; единственный ЛАЗ-А183N1 поставленный в Софию проработал относительно недолго и был списан уже в 2015 году. Второй экземпляр ЛАЗ-А183N1, оснащенный двигателем MAN D0836 LOH64, был собран в 2011 году для международной выставки Busworld, проходящей ежегодно в бельгийском Кортрайке. В 2015 году эта машина находилась в тестовой эксплуатации у частного перевозчика в Киеве; дальнейшая ее судьба неизвестна.

ЛАЗ-А183NG (CityLAZ 12 CNG) В 2012 году ЛАЗ презентовал модификацию автобуса ЛАЗ-А183NG (CtiyLAZ 12 CNG) с двигателем MAN E0836 LOH01, работающим на природном газе. Этот автобус был также показан на международной выставке IAA 2012 в немецком Ганновере. В 2015 году ЛАЗ анонсировал подписание крупнейшего зарубежного контракта в истории предприятия – поставку 289 автобусов CtiyLAZ 12 CNG в столицу Египта, Каир. ЛАЗ даже представил пилотный экземпляр для этого заказа, в качестве которого выступила все та же машина, презентованная в 2012 году на IAA Hannover, но переоборудованная, согласно требованиям египетских заказчиков, в двухдверную. В конечном итоге, контракт так и не был реализован. В 2016 году автобус CtiyLAZ 12 CNG был презентован в Иране, куда он добрался из Украины своим ходом, но и этот промо-тур не принес успеха заводу.

ЛАЗ-А183 в Харькове

Первый ЛАЗ-А183 появился в Харькове в марте 2006 года. Это был автобус модификации ЛАЗ-А183D1, который работал развозкой сотрудников харьковского отделения Государственного предприятия обслуживания воздушного движения Украины (ГП "Украерорух"). В том же году два автобуса ЛАЗ-А183D1 поступили в Балаклейское районное отделение ГК "Укрбургаз" (пгт. Донец Балаклейского района). В 2008-м году ГК "Укрбургаз" приобрела еще два автобуса ЛАЗ-А183 для своих отделений в Харьковской области, но на сей раз уже модификации ЛАЗ-А183F0. Одна машина поступила в Балаклейское, вторая - в Красноградское районное отделение.

В октябре 2007 года три машины «бюджетной» модификации ЛАЗ-А183F0 приобрел один из харьковских перевозчиков, ООО "Фрегат-К". В январе 2008 года этот же перевозчик закупил еще два автобуса ЛАЗ-А183F0. Четыре из пяти поступивших автобусов были окрашены в белый цвет, еще один - в желтый. Вплоть до 2011 года эти машины были единственным низкопольным транспортом на улицах нашего города.

Изначально автобусы ЛАЗ-А183F0 ООО «Фрегат-К» эксплуатировались на городских маршрутах №№ 147э (Кинотеатр "Зирка" - м/рн "Горизонт") и 304э (Костюринский переулок - ст. Рогань). Однако уже в начале 2008-го года часть автобусов стала работать на пригородных маршрутах №№ 176 (Ст. м. "Холодная гора" - Южный) и 193 (Ст. м. "Холодная гора" - Буды), а с 2010 года они стали выезжать еще на один пригородный маршрут, № 354 (АС-2 «Центральный рынок» - Дергачи.

Проведение в Украине Чемпионата Европы по футболу "Евро-2012" положительно сказалось на развитии городского транспорта в Харькове, который попал в число четырех украинских городов, принимающих матчи чемпионата. В рамках обновления парка автобусов и троллейбусов, до начала 2012 года Харьков должен был получить 300 автобусов и столько же троллейбусов производства ООО "Львовский автобусный завод". Предполагалось, что большинство автобусов (250 единиц) будут именно модели CityLAZ-12LF. 8 ноября 2010 года на площади Конституции состоялась презентация первых восьми машин. Автобусы были окрашены в зеленый цвет, позже ставший традиционным для большинства автобусов и троллейбусов нашего города; также на автобусах была нанесена символика чемпионата "Евро-2012". Все машины были оборудованы кондиционерами; также, учитывая отрицательный опыт предыдущих поставок автобусов в Киев, в автобусах, поставляемых в украинские города накануне "Евро-2012", было увеличено количество и размеры форточек. Ещe восемь машин поступили в наш город до конца ноября 2010 года.

Долгое время автобусы, зачисленные на баланс коммунального предприятия "Харьковпасс" не работали на городских маршрутах по банальной причине: все автобусные маршруты в нашем городе еще в конце 90-х были отданы частникам и вновь созданное КП не имело своих автобусных линий. Осенью 2011 года муниципальные ЛАЗы взяли в аренду коммерческие перевозчики. С 18 сентября 2011 года восемь машины вышли на 119-й маршрут (Проспект Победы – Аэропорт, ООО «Укравтотранс Плюс»), где дополнили менее вместительные Богдан-А601. С 12 октября автобусы ЛАЗ-А183 стали работать также и на 305-м маршруте (Проспект Победы - Гипермаркет "Эпицентр", ЧП «Вера-ТМ»).

В начале 2012 года в Харьков поступили еще десять автобусов CityLAZ-12LF, пять из которых были собраны на Днепровском автобусном заводе. К этому времени первоначальные планы по закупке 250-ти машин были значительно скорректированы в меньшую сторону (до 26-ти), поэтому вторая партия оказалась последней из "еврозаказа". Во время проведения финальной части чемпионата Евро-2012 пять автобусов из этой партии работали в Международном аэропорту "Харьков", обеспечивая доставку пассажиров к трапам самолетов. С осени 2012 года пять из десяти автобусов второй партии стали работать на 119-м маршруте, а с января 2013 года оставшиеся пять машин были арендованы ООО "АТП Автотранс" и вышли на 202-й и 17-й маршруты.

К сожалению, автобусы ЛАЗ-А183, приобретенные к Евро-2012, проработали на городских маршрутах Харькова относительно недолго. Машины большой вместимости оказались нерентабельны для коммерческих перевозчиков; город же не имел собственного автопарка и маршрутов. С 1-го января 2016 года ОАО "Укравтотранс-Плюс" отказалось продлевать договор аренды на пять из тринадцати автобусов ЛАЗ-А183, работавших на маршруте №119э. А спустя год договор аренды не был продлен и на оставшиеся восемь машин. В том же 2016 году автобусы ЛАЗ-А183, арендованые ЧП «Вера-ТМ» (позже - ООО "Трансмейл-2012"), перестали работать на маршруте 305э. Некоторое время эти машины работали на другом маршруте этого же перевозчика, №204э, но с 1 января 2018 года ООО "Трансмейл-2012" также перестало арендовать автобусы ЛАЗ-А183 у города. После прекращeния договоров аренды все вышеупомянутые автобусы были отставлены от эксплуатации.

Единственными муниципальными автобусами ЛАЗ-А183, до сих пор выезжающими на улицы города, остаются пять машин, арендованных ООО "АТП Автотранс". Эти автобусы работали преимущeственно на 202-м маршруте до 2016 года. С марта 2016 года три из пяти машин стали работать бесплатной развозкой посетителей авторынка "Лоск". После того как 202-й машрут был заменен троллейбусным маршрутом №55 в 2021 году, все автобусы ЛАЗ-А183, арендованные ООО "АТП Автотранс", ездят на бесплатном маршруте, связывающем станцию метро "Холодная Гора" с авторынком "Лоск".

Из пяти автобусов ЛАЗ-А183F0, приобретенных в 2007-2008 годах ОАО "Фрегат-К", с 2019 года на ходу остаются лишь две машины, которые по-прежнему работают на пригородном маршруте №354 (Харьков - Дергачи). Самый же первый "харьковский" ЛАЗ-А183, обслуживавший сотрудников харьковского отделения диспетчерской службы ГП "Украэрорух", был передан в 2015 году в бориспольское отделение этого предприятия.

© Андрей Бутковский, 2022

Источники:



Техническая характеристика автобуса ЛАЗ-А183:

Габаритные размеры
Длина, мм 12000
Ширина, мм 2550
Высота, мм 3060
Колесная база, мм 5850
Высота салона в базовой части, мм 2310
Высота подножек, мм 350
Высота уровня пола, мм 370
Масса и наполняемость автобуса
Масса снаряженного автобуса, кг 11000
Полная масса автобуса, кг 18000
  ЛАЗ-А183D1 ЛАЗ-А183N1 ЛАЗ-А183F0
Количество мест для сидения 24-31 29 34
Общее количество мест 100 100 100
Двигатель и КПП
Марка двигателя Deutz BF6M1013ECPMAN D0836LOH02 YuChai YC6A260-20
Тип дизельный дизельный дизельный
Максимальная мощность, л.с. 265 280 260
Прочие параметры
Тип КПП гидромеханическая (Voith, ZF)
Рулевое управление с гидроусилителем (ZF, Rudnap)
Подвеска зависимая, пневматическая, система подъема и опускания кузова
(kneeling)
Рабочая тормозная система двухконтурная, с пневмоприводом, механизмы дискового типа
оснащена системой АБС
Вентиляция природная через люки крыши и форточки боковых окон,
принудительная через вентилятор крыши
Отопление автономный обогреватель фирмы WEBASTO
Кузов сварной, с стальных прямоугольных и профильных труб,
покраска по технологии и с использованием материалов фирмы "Helios",
полная антикорозионная обработка
Максимальная скорость, км/ч 85
Расход топлива при 60 км/час, л/100 км 24
Минимальный радиус поворота, м 12
Номинальное напряжение электрооборудования, В 24
Шины 275/80R22.5 или 11/70R22.5