Троллейбус. Подвижной состав. ТБЭС и МТБЭС

ОписаниеФотогалерея (6)

История моделей ТБЭС и МТБЭС

Троллейбусы ТБЭС и МТБЭС были одной из наиболее оригинальных моделей, эксплуатировавшихся в Харькове. ТБЭС (сокращенно от ТроллейБус Экскурсионный Сокольнический) создавался как экскурсионный троллейбус специально для открытой в 1954 году Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ, позже - ВДНХ, ныне - ВВЦ). Московская ВСХВ была призвана демонстрировать последние достижения советских трудящихся и занимала поистине громадное пространство на севере столицы - 207 гектар. Для обслуживания выставки была построена специальная троллейбусная линия, огибавшая полукольцом территорию выставочного комплекса. Сначала на ней курсировали специальные троллейбусы МТБ-82 с увеличенной площадью остекления салона, однако вскоре стало ясно, что на роль последнего достижения советского транспортного машиностроения они не подходят.

Поэтому уже в 1955 году коллектив Сокольнического вагоноремонтного завода (СВАРЗ) под руководством главного конструктора В.В. Строганова приступил к разработке принципиально нового троллейбуса для столичной экскурсионной линии, который так и назывался разработчиками - "Троллейбус для ВСХВ". Первую машину начали строить 9 июля 1955 года, а уже 17 августа она была показана правительственной комиссии. По неподтвержденным данным, ее принимал лично Н.С.Хрущев.

Раму, электрическое, механическое и пневматическое оборудование троллейбус унаследовал от МТБ-82. Но кузов новой машины поражал оригинальностью конструкторских решений. Благодаря внедрению в 50-х годах нового материала - пластика и оргстекла - стало возможным революционное дизайнерское решение, которое не применялось в отечественном троллейбусостроении ни до, ни после ТБЭСа. Крыша троллейбуса практически полностью была сделана из органического стекла - лишь посредине, над проходом в салоне, имелась металлическая вставка. Окна представляли собой прозрачные шторки из гнущегося оргстекла, которые опускались сверху, из боковых овалов крыши. Это обеспечивало красивый внешний вид троллейбуса и великолепный обзор, что было немаловажно для экскурсионной модели.

Передний и задний бамперы троллейбуса были выполнены из хромированной стали. Спереди троллейбус украшала большая литая эмблема ВСХВ, огромные лобовые стекла придавали машине современный вид и обеспечивали хороший обзор дороги водителю. Первые ТБЭС окрашивались в белый цвет с нежно-зеленой полосой посередине кузова.

Внутренне убранство машины поражало своей роскошью. Впервые были применены раздельные кресла для пассажиров, с подпружиненными подушками и велюровой обшивкой. Вдоль прохода в салоне лежали ковровые дорожки, а на широкой стойке между задними стеклами было установлено зеркало. В вечернее время салон освещался яркими люминесцентными лампами, что также было новинкой в те времена. Кабина водителя отделялась от салона перегородкой только с левой стороны, а справа ее отделяла лишь хромированная цепочка. В салон вели две двустворчатые двери, расположенные в переднем и заднем свесе, что также было новшеством для отечественного троллейбуса.

На самой первой машине ТБЭС была также применена нестандартная схема расположения основания токоприемников на крыше. По замыслам разработчиков, для обеспечения лучшей маневренности машины, на этом троллейбусе были применены более длинные штанги токоприемников, и их основание было смещено на одну секцию вперед по ходу машины. Но в связи с техническими трудностями подъема штанг, завод был вынужден отказаться от этого в принципе перспективного новшества и в дальнейшем вернуться к стандартной конструкции. Второй опытный троллейбус, построенный уже по традиционной схеме, был построен 28 сентября 1955 года.

После испытаний двух опытных экземпляров троллейбуса, в феврале 1956 года было начато серийное производство ТБЭС. Следует отметить, что на заводе эти троллейбусы именовались ТБЭ-С56, то есть ТроллейБус Экскурсионный завода СВАРЗ, год начала серийного выпуска - 1956. К концу 1956 года было произведено 18 троллейбусов ТБЭ-С56, все они работали в Москве. Помимо ВСХВ они стали работать и в качестве экскурсионных машин на улице Горького, а в 1957 году появились и на обычном городском маршруте, связывавшем МГУ с Сокольниками. Тогда же, в 1957 году, два троллейбуса ТБЭС были переданы в Киев и одна машина - в Харьков, еще два экземпляра были изготовлены специально для Ленинграда.

Начиная с 1958 года СВАРЗ стал строить в небольших количествах экскурсионные троллейбусы и для других городов Союза. Так, в 1958 году одна машина была подарена Севастополю к празднованию дня города, троллейбусы с конвейера уходили также в Минск, Баку, Харьков.

Изначально троллейбусы ТБЭС создавались как экскурсионные машины специально для линии на ВСХВ. Однако успешный опыт их эксплуатации на городских маршрутах Москвы доказал, что их можно использовать в качестве обычных пассажирских троллейбусов. Поскольку условия эксплуатации троллейбусов в городе отличались от поездок экскурсионных троллейбусов по территории выставки, специалисты СВАРЗа решили внести в конструкцию троллейбуса некоторые изменения. В первую очередь они коснулись остекления троллейбуса - оргстекло было заменено простым стеклом, вместо поднимающихся стекол салона были поставлены обычные, с откидными форточками в верхней части. Панорамные лобовые окна были заменены четырехстворчатым остеклением (в скором времени практически все первые ТБЭСы также получили четырехстворчатые лобовые стекла вместо панорамных стекол). Заметно уменьшилось остекление крыши - застекленными остались только боковые скаты (подобное решение было применено в дальнейшем на автобусах ЛАЗ-695Е и ПАЗ-672). Из салона исчезли ковровые дорожки и зеркало, велюровая обивка сидений была заменена более дешевой искусственной кожей, а под потолком появились поручни (у экскурсионных троллейбусов, предназначенных только для сидячих пассажиров, они отсутствовали). Литой барельеф "Рабочий и колхозница" в передней части троллейбуса был заменен наклонной надписью "СВАРЗ". Передняя створка первой двери вместо скошенной стала прямоугольной. Удобнее стало водителям - появился пневмоусилитель руля, позволивший стать машине более легкой в управлении. Планировка электрооборудования под полом салона также претерпела некоторые изменения: контакторные панели были перенесены из-под заднего борта на среднюю часть корпуса. Троллейбус, претерпевшие все указанные изменения получил на заводе новое наименование - МТБЭС (Модернизированный ТроллейБус Экскурсионный Сокольнический)

Изменения вводились в конструкцию троллейбуса поэтапно в течении 1958-1960 годов. В 1960 году фары с переднего бампера МТБЭС перекочевали на кузов, а над лобовым стеклом появился маршрутный указатель с подсветкой, состоявший из квадратного окошка для номера маршрута, двух продолговатых - для конечных пунктов назначения и двух боковых круглых. Последние, очевидно, предназначались для так называемых маршрутных фонарей, хотя в Москве, для которой в первую очередь предназначались эти машины, подобная световая сигнализация не применялась. В 1962 году брызговики, напоминавшие ранее хвост кометы, стали круглыми, как у троллейбусов МТБ-82. В довершение всего троллейбусы получили новую заводскую окраску - кремовую с широкой темно-красной полосой. Таким образом, троллейбус МТБЭС, предназначенный для городских маршрутов, мало чем походил на первые экскурсионные машины.

Сокольнический вагоноремонтный завод продолжал выпуск троллейбусов МТБЭС до конца 1964 года. В дальнейшем их производство было признано нецелесообразным - Москва стала унифицировать свой троллейбусный парк, закупая в огромных количествах ЗИУ-5. Всего с 1955 по 1964 год было произведено 480 машин ТБЭС и МТБЭС. Большинство из них эксплуатировались в Москве, хотя несколько десятков машин достались и другим городам. Среди них были как новые машины с завода, так и б/у троллейбусы из Москвы. Последние троллейбусы МТБЭС в Москве были списаны в 1975 году, в других городах их списали еще раньше.

В Киеве и Ленинграде местными заводами электротранспорта был освоен выпуск троллейбусов ТБЭС по чертежам СВАРЗа, Так, в Киеве было выпущено около двух десятков троллейбусов ТБЭС. Конструкция этих троллейбусов также претерпевала изменения. На их основе Киевский завод электротранспорта разработал собственную модель Киев-2.

Несмотря на небольшое количество выпущенных машин, в Москве сохранилось по одному экземпляру троллейбусов ТБЭС и МТБЭС. Обе машины были реставрированы на СВАРЗе для Московского музея городского транспорта.

ТБЭС и МТБЭС в Харькове

В Харьков первый троллейбус ТБЭС попал в конце августа 1957 года. Московская машина № 416, ранее непродолжительное время работавшая на ВСХВ, стала подарком нашему городу от Моссовета к 14-й годовщине освобождения Харькова от немецко-фашистских захватчиков. 5 сентября 1957 года МТБЭС # 416 вышел на 1-й троллейбусный маршрут (Площадь Тевелева - Шатиловка). Троллейбус сохранил свой московский парковый номер. Следует отметить, что в делопроизводстве ХТТУ по отношению к троллейбусам ТБЭС, а позже и к МТБЭС, применялся индекс "МТБ-Э-С, причем эта аббревиатура означала "Московский ТроллейБус Экскурсионный Сокольнический".

В течении двух лет ТБЭС # 416 был единственной машиной этой модели в Харькове. Он заметно отличался в лучшую сторону от привычных МТБ-82. Пассажиры любили эту машину за высокий, даже необычный для советского транспорта, уровень комфорта. Неудивительно, что именно на этом троллейбусе в сентябре 1959 года была впервые введена система бескондукторного обслуживания пассажиров. В салоне машины появились кассы-копилки. Подойдя к такой кассе, пассажир обязан был бросить в нее мелочь, после чего оторвать билет от катушки, висевшей на кассе.

В 1959 году в Харьков поступили еще 3 машины ТБЭС. Внешне они ничем не отличались от 416-й машины, однако это были новые троллейбусы, изготовленные СВАРЗом по госзаказу для Харькова. Новые машины было решено нумеровать той же сотней, что и первый харьковский ТБЭС - они получили номера 401-403. В феврале 1960 года к ним добавились еще две новые машины, получившие номера 404-405.

Но самая крупная партия троллейбусов ТБЭС и МТБЭС из Москвы прибыла в 1962 году. В этом году 2-ой троллейбусный парк Москвы был полностью укомплектован новыми ЗИУ-5, поэтому многие его ТБЭСы раздали в другие города. В Харьков пришли машины ## 411,417,425,427,429-433 - всего 9 троллейбусов. Как и # 416, эти троллейбусы работали в Харькове под своими московскими парковыми номерами. Помимо этих 9 машин в Харьков поступили 3 новых МТБЭСа с завода, которые значительно отличались от своих предшественников. Это были троллейбусы, приспособленные для работы на городских маршрутах - с меньшей площадью остекления, упрощенным интерьером салона и другим дизайном передка. Они продолжили нумерацию ТБЭС, поступавших ранее с завода, и получили номера 406-408

Таким образом, общее количество троллейбусов ТБЭС и МТБЭС, эксплуатировавшихся в Харькове, составило 18 единиц. Эти машины работали преимущественно на так называемых "образцово-показательных" маршрутах №1 и №5, первый из которых проходил по проспекту Ленина, а второй связывал центр города с аэропортом. Следует отметить, что троллейбусы ТБЭС и МТБЭС в Харькове имели темно-вишневую окраску с кремовыми полосами.

К сожалению, век харьковских ТБЭСов оказался очень недолгим. Из-за непрочной конструкции кузова уже в 1965 году все троллейбусы ТБЭС были списаны. МТБЭСы ## 406-408 проработали всего на два года дольше. В 1966 году они были переданы в новое 2-е троллейбусное депо, а уже в 1967 году списаны.

© Андрей Бутковский, 2006

Источники:

  • Сайт "Московский троллейбус";
  • Сайт "История киевского городского электротранспорта"
  • Архив ХКП "Горэлектротранс";
  • Музей рабочей славы ХКП "Горэлектротранс";
  • Материалы газеты "Харьковский электротранспорт".

Техническая характеристика троллейбуса ТБЭС:

Габаритные размеры, мм:
Длина: 11500
Ширина: 2626
Высота: 3650
База, мм: 6000
Тип кузова: цельнометаллический, рамный
Вес без пассажиров, кг: 10080
Количество мест:
Общее: 91
Для сидения: 37
Для стояния: 54
Электродвигатель: ДК-202Б
Мощность электродвигателя, кВт: 86
Максимальная скорость, км/час: 60
Ускорение при разгоне, м/с2: 1,1