Метро. История
[ Общие сведения | История | Хроника | Схемы | Станции и сооружения | Подвижной состав | Статистика | Аудио | Документы, книги, публикации | Контакты ]
В начале 60-х годов в Харькове активно велась застройка и заселение нескольких новых жилых
массивов. В связи с этим остро встала транспортная проблема. Несмотря на постоянное увеличение
парка подвижного состава, наземный городской транспорт не справлялся с непрерывно растущими
пассажиропотоками. Также ситуацию усугублял рельеф местности, на которой расположен город, и
узкие, непрактично проложенные, центральные улицы. Очевидным становился тот факт, что без
постройки внеуличной транспортной системы транспортную проблему не решить. Предварительные
расчеты показали, что ни скоростной трамвай, ни монорельс не смогут решить существующую проблему.
Единственным выходом из сложившейся ситуации являлось строительство в Харькове метрополитена.
В то время основное направление пассажирских перевозок проходило по оси города с запада на
восток. Вдоль этого направления располагается большое количество промышленных предприятий,
крупные жилые массивы, железнодорожные и автостанции, центр города. Трассу первой очереди
метрополитена было решено проложить от Южного вокзала до завода "Электротяжмаш". Надо отметить,
что первоначально станцию "Коммунальный Рынок" (ныне "Центральный Рынок") планировалось сделать
в районе Благовещенского собора, а станцию "Центр" (сейчас "Советская") в районе ресторана
"Центральный". В ходе дальнейших изысканий было решено на западе трассу метрополитена продлить до
района Холодной Горы и построить там конечную станцию "ул. Свердлова" (сейчас "Холодная Гора"),
станцию "Коммунальный Рынок" перенести ближе к самому рынку, а станцию "Центр" к площади
Тевелева (сейчас площадь Конституции).
Рассматривалось два варианта: обычный метрополитен только для внутрегородских перевозок и вариант, который предусматривал возможность выхода поездов метро на пригородные участки железной дороги. Для второго варианта нужно было разработать новый подвижной состав, сооружать тоннели большего диаметра и более длинные платформы. В то время как технологии строительства и эксплуатации обычного метро были отработаны на других метрополитенах СССР. Детальная проработка обоих вариантов показала, что вариант соединения метро с железной дорогой во многом уступает обычному метро. 29 апреля 1968 года Советом Министров СССР принято решение о строительстве первой очереди Харьковского метрополитена. Первый пусковой участок проходил от станции "ул. Свердлова" до станции "Московский Проспект".
В мае 1968 года был создан институт "Харьковметропроект", который разрабатывал необходимую
проектную документацию. В июне в Харьков начали прибывать первые метростроевцы из Баку и Киева,
горняки из Донецкого и Подмосковного угольных бассейнов. Строительство метро началось 15 июля
1968 года. На улице Славянской, неподалеку от Южного вокзала, в торжественной обстановке был заложен
первый ствол. 23 августа, в день 25-летия освобождения Харькова от
немецко-фашистских захватчиков, начаты горные работы на станции метро "Советская". 10 апреля
1970 года была осуществлена первая сбойка по левому перегонному тоннелю - между станцией
"Советская" и стволом №6 по ул. Гамарника.
Первый пробный метро поезд прошел по трассе вечером 30 июля 1975 года, а 21 августа Государственная комиссия подписала акт о приемке в эксплуатацию первого участка первой очереди Харьковского метро с оценкой "отлично". Первый пусковой участок Свердловско (сейчас Холодногорско) - Заводской линии длиной 10,4 километра включал в себя восемь станций: "Улица Свердлова", "Южный Вокзал", "Центральный Рынок", "Советская", "Проспект Гагарина", "Спортивная", "Завод имени Малышева", "Московский Проспект". Также в него вошли электродепо "Московское", дом Связи и управление метрополитена.
Еще не было закончено строительство первого пускового участка, а метростроители уже начали
работу над вторым пусковым участком длиной 7,6 километра. Он включал в себя пять станций:
"Комсомольская"(сейчас "Маршала Жукова"), "Имени Советской Армии", "Индустриальная", "Тракторный
Завод" и "Пролетарская". На проходке
перегонного тоннеля между станциями "Комсомольская" и "Имени Советской Армии" впервые в практике
строительства Харьковского Метрополитена был применен механизированный проходческий щит. 20 июля
1978 года по новой линии от станции "Московский Проспект" до станции "Пролетарская" прошел первый
пробный поезд, а 11 августа 1978 началось регулярное движение метропоездов на втором пусковом
участке первой очереди Харьковского Метрополитена.
Распоряжение Совета Министров СССР о начале разработки технического проекта на строительство
второй очереди Харьковского Метрополитена было принято 9 апреля 1976 года, а в августе 1977 были
начаты работы на первом пусковом участке второй очереди. Участок строился от станции
"Исторический музей" до станции "Барабашова", по направлению основных пассажирских потоков из
центра города на Салтовский жилой массив. Первый пусковой участок длиной 6,8 километра вошел в строй
10 августа 1984 года, он включал в себя 5 станций: "Исторический музей", "Дзержинская"
(сейчас "Университет"), "Пушкинская", "Киевская", "Барабашова", электродепо "Салтовское",
объединенные мастерские. Также между станциями "Киевская" и "Барабашова" был построен крытый
метромост, длиной немногим меньше километра. Станция "Исторический Музей" и станция
"Советская" образовали пересадочный узел между первой и второй линией Харьковского метро.
Второй пусковой участок длиной 3,6 километра начал свою работу 23 октября 1986 года, нем было сооружено три станции: "Академика Павлова", "Студенческая" и "Героев Труда". Таким образом общая длина второй, Салтовской, линии Харьковского Метрополитена составила 10,4 километра.
Проект на строительство первого участка третьей линии Харьковского Метрополитена был утвержден
указанием МПС СССР от 30 июня 1984 года. Проект включал в себя пять станций: "Метростроителей",
"Площадь Восстания", "Архитектора Бекетова", "Госпром" и "Научная".
Общая протяженность участка
составила 6,12 километра. Станции "Метростроителей" вместе со станцией "Спортивная" первой линии
и станция "Госпром" вместе со станцией "Университет" (бывшая "Дзержинского") второй линии
становились пересадочными узлами образуя таким образом вариант решения генеральной транспортной
схемы на базе "классического треугольника". Эта схема обеспечивает проезд в метрополитене между
любыми двумя станциями делая всего лишь одну пересадку. 6 мая 1995 года Государственная комиссия
подписала акт о приеме в эксплуатацию первого участка третьей, Алексеевской, линии Харьковского
Метрополитена.
21 августа 2004 были открыты две новые станции Алексеевской линии - "Ботанический сад" и "Ул. 23 Августа". Обе станции колонного типа, мелкого заложения. В отделке новых станций широко использованы современные материалы - перфорированный металл, эмали, плитка. В декабре 2010 года вступила в строй станция "Алексеевская", а в августе 2016-го-станция "Победа" на Алексеевском жилмассиве.
Все три линии Харьковского метро в перспективе будут продлены. Алексеевская линия будет иметь продолжение в южном направлении. На торжественном открытии станций
- от станции "Метростроителей" до Аэропорта. Салтовская линия будет продлена на одну станцию в район Северной Салтовки. Планируется продление линии
от "Исторического музея" в направлении Москалевки и Новожаново, а также ответвление от станции "Академика Барабашова" в сторону Восточной Салтовки.
Предусмотрено и продление первой линии: на восток от станции "Пролетарская" длинной 6,2 километра
с двумя станциями на Роганском жилмассиве и на запад от станции "Холодная гора" с одной станцией в районе Залютино.