Троллейбусы с юга

Жители крупных городов Украины знают не это понаслышке: троллейбусов сегодня катастрофически не хватает. До недавнего времени нас выручали в основном чешские Шкоды. 90 процентов троллейбусов этой марки поставлялись в Советский Союз. Ввозились и румынские ДАКи. Hо с крахом "социалистической интеграции" и переходом на расчеты в СКВ импортные модели нам стали не по карману. Вот почему некоторые украинские предприятия начали строить троллейбусы сами. Одно из них - крупнейшее производственное объединение "Южный машиностроительный завод" в г. Днепропетровске.

Теперь уже ни для кого не секрет: на "Южмаше" многие годы делали боевые ракеты. Сейчас это производство стало ненужным. Естественно, перед предприятием встала проблема: как жить дальше? Что выпускать? Как рациональнее использовать коллектив высококлассных специалистов?

Полтора года назад, в январе 1992-го, построили три первых троллейбуса. Это были длинные, двухсекционные машины Т1 с "гармошкой", которые в народе шутя называют "безразмерными". При 40 местах для сидения общая пассажировместимость 180 человек. Посадку и высадку обеспечивали четыре широких двери. Именно в таких троллейбусах и испытывали острую нужду крупные города Украины. Первый троллейбус буквально напичкали точнейшей измерительной техникой. Со стороны это, может, выглядело странно: никто и нигде троллейбусы так не испытывает. Hо на "Южмаше" телеметрическое оборудование, датчики, преобразующая аппаратура и т.д. имелись готовенькие. Так почему бы их не попробовать в новом деле? Тензометрические датчики, установленные на раме и кузове, позволили выявить и слабые, и излишне прочные места конструкции. Внесли коррективы и получили равнопрочный корпус со значительной экономией веса.

Hовая машина имела еще одну отличительную особенность. Впервые в конструкции троллейбуса применили кабельную электрическую сеть с малогабаритными разъемами, широко используемую в ракетно-космической технике. Благодаря чему можно быстро обнаружить неисправность в цепи и устранить ее при минимальных затратах времени и материалов.

Hа машине Т1 имеются два двигателя и соответственно - два ведущих моста. Это позволяет, не снижая скорости, преодолевать подъемы до 12%. В бывшем Союзе тяговые электродвигатели для троллейбусов выпускало одно-единственное предприятие - московский завод "Динамо". Как и положено монополисту, он не очень-то заботился о качестве, нарушал сроки поставок: ЮМЗ обратился за помощью к харьковскому "Электротяжмашу". Там быстро приспособили одно из своих серийных изделий. И получился хороший, можно даже сказать, очень хороший троллейбусный мотор мощностью 130 кВт.

А всего по состоянию на 21 апреля этого года завод выпустил 115 троллейбусов. Они эксплуатируются в двух десятках городов Украины, в том числе в самом Днепропетровске - 30, в Одессе - 11, в Кривом Роге - 10, в Киеве - 3. Hа международной выставке "АВТОмотив-93" в Киеве днепропетровский завод показал два троллейбуса: двухсекционный Т1 и односекционный Т2 - машину более поздней разработки. Выпуск ее начался только в этом году. Удобные сиденья, широкие проходы, большие форточки в окнах.

Много внимания уделено удобству работы водителя. У него эргономическое кресло, регулируемое по высоте, углу наклона спинки и весу сидящего. Конструкция рулевой колонки тоже позволяет подгонять ее под конкретного человека: можно менять ее длину и угол наклона рулевого колеса.

В ближайшее время будет существенно снижен вес машины. Вместо громоздкого мотор-генератора (он дает ток для "внутренних" нужд - освещения, приборов) установят статический преобразователь. И сразу выиграют 120 кг! Вообще, это "изюминка" новой машины. Hад преобразователями работают в разных странах, но на серийных троллейбусах их еще не ставил никто! Будут внесены и другие улучшения. Полтавский турбокомпрессорный завод разработал компрессор - пожалуй, не уступает чешским. Он не требует смазки весь срок службы.

И наконец - принципиально важное новшество: вместо устаревшей реостатно-контакторной системы управления установят тиристорно-импульсную. Она уже разработана. Тогда можно будет выйти и на зарубежный рынок. Судя по всему, троллейбусами на "Южмаше" занялись всерьез и надолго. А потому полным ходом работают над перспективной моделью. Она задумана как машина высокого класса, с совершенным дизайном, низким уровнем пола, с антиблокировочной системой тормозов и полностью пневматической подвеской... Такая сможет потягаться с лучшими мировыми марками.

(с) Леонид Гоголев, "Сигнал", №7, 1993