Новости. Киоски вокруг метро — под снос

Еженедельник "Объектив-НО", 27.01.2005.

Больше трехсот торговых точек и полтора десятка гаражей, находящихся в непосредственной близости от выходов со станций метрополитена, будут снесены в ближайшие полгода. Такое решение городской комиссии по чрезвычайным ситуациям было недавно принято.

Сносу (в идеале — переносу) подлежат 163 киоска, 83 палатки, 70 столиков и 15 гаражей, находящихся вблизи метро. Охранная зона — это 20 метров вокруг выходов со станций и 25 метров — вокруг вентиляционных камер. Начальник Харьковского главного управления градостроительства, архитектуры и земельных отношений Виктор Бобровский так популярно объяснил, каким образом определяется территория, подлежащая освобождению от торговых точек:

— Берется периметр парапета вокруг неогражденного входа в метро... У нас получаются четыре точки прямоугольника. В каждую точку прямоугольника ставите циркуль, проводите радиус двадцать метров, и то, что получится, является зоной...

По словам главного инженера Харьковского метрополитена Николая Хвороста, все торговые точки, находящиеся в этой зоне, в свое время были установлены без согласия с руководством метрополитена. Правда, нормативно-правового акта, который регламентировал бы необходимость такого согласия, нет, зато имеются вполне внятные правила пожарной безопасности. Как пояснил начальник харьковского отдела ГУ МЧС Владимир Юрченко, свободная двадцатиметровая зона необходима для эффективной эвакуации пассажиров метрополитена и нормального подъезда спасательной техники. Кроме того, по его словам, возгорание в каком-нибудь киоске вблизи входа в метро или вентиляционной камеры чревато возникновением так называемой аэродинамической трубы и задымлением тоннеля. К лоткам и киоскам, находящимся в подземных переходах, претензий пока нет: Николай Хворост от имени руководства метрополитена утверждает, что все они отвечают нормативным техническим требованиям.

Сносить киоски придется возле едва ли не каждой станции метро, но особенно сложная ситуация на станциях «Студенческая», «Проспект Гагарина» и, конечно же, «Академика Барабашова», где выход из метрополитена находится прямо посреди рынка. Там же, в районе «Барабашки», находятся и подлежащие сносу гаражи. По словам работников МЧС, они представляют опасность не только хранящимися в них горюче-смазочными материалами, но и внутренними погребами, которые владельцы увлеченно углубляют, докапываясь почти до тоннеля метрополитена.

У представителей соответствующих служб нет сомнений в том, что с поставленной задачей удастся справиться. Решение ее существенно облегчается тем, что все триста с лишним торговых точек, находящиеся в опасной двадцатиметровой зоне, занимают свои места незаконно, потому как не имеют землеотвода, необходимого согласно «Порядку размещения малых архитектурных форм», принятому полтора года назад. «С тех пор, — утверждает Виктор Бобровский, — ни одного землеотвода в радиусе двадцати метров от выхода из метро мы не выдали».

Начальник управления потребительского рынка Игорь Терехов согласен с тем, что задача по аннулированию еще не аннулированных ордеров и переносу киосков вполне выполнимая, но, со своей стороны, отмечает, что в возникновении этой проблемы есть немалая доля вины служб пожарной безопасности. Ведь без согласования с ними ни один предприниматель не может получить разрешения на установление киоска, а значит, теперь исправлять ошибку предстоит в первую очередь пожарным, некогда проявившим, скажем так, невнимательность.

— Это нарушение правил техники пожарной безопасности в двадцатиметровой зоне? Безусловно, да! Сколько киосков вы опечатали сегодня? Ни одного! Или если вы опечатали, почему они продолжают работать? Почему они подключены к источникам питания? — вопрошал Игорь Терехов на заседании комиссии.

За все время существования Харьковского метрополитена в нем не было зарегистрировано ни одного по-настоящему серьезного чрезвычайного происшествия. Все ЧП ограничивались загоревшейся фуфайкой в подсобном помещении или воспламенившимся, но быстро потушенным приборным щитком. Однако уповать на то, что ничего не случится и впредь, нельзя — в этом члены комиссии по чрезвычайным ситуациям единодушны. По их мнению, возмущения торговцев вполне можно избежать, если правильно объяснить предпринимателям, что вопрос, прежде всего, касается жизни людей, и в обязательном порядке предоставить им торговые места в других точках.

Правда, как показывает совсем недавняя практика, предприниматели вряд ли с оптимизмом отнесутся к перспективе передислоцироваться с доходных мест возле метро на периферию. Примером тому — свежий скандал на рынке Барабашова, где на требование сменить привычные торговые места на другие торговцы ответили «акцией гражданского неповиновения».

Время, отпущенное на снос торговых точек и гаражей в охранной зоне метрополитена — до 1 июля.

Евгения Цинклер

Разделы по теме:
Рубрики:   Метро
Станции и объекты метро:   "Левада", "Академіка Барабашова", "Студентська"

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.