Новости. Куда протянется харьковское метро
Газета "Вечірній Харків", 17.06.2013.
Гость «Прямой телефонной линии ВХ» – заместитель директора Департамента строительства и дорожного хозяйства Харьковского городского совета Анатолий Кравчук.
Семь станций – за семь лет
– Анатолий Леонтьевич, добрый день. Меня зовут Евгений. Сегодня много говорят о пуске станции метро «Победа». А насколько вообще важно для Харькова строительство метро?
– Альтернативы метро – доступного, быстрого, удобного транспорта для перевозки пассажиров – в таких мегаполисах, как Харьков, не существует. Это доказано вековым опытом других городов. Ведь первое метро было построено в Лондоне еще в 1861 году, когда у нас еще было крепостное право.
Кстати, Харькову очень повезло – подземка в нашем городе начала строиться в конце шестидесятых, когда метрополитен прокладывался только в городах-миллионниках и столицах союзных республик. Харьков был шестым городом (не будучи при этом столицей), где появилась подземка. Решение о строительстве метро в Харькове было принято в апреле 1968 года, когда уже все государственные планы таких грандиозных строек были сверстаны и на них были выделены деньги. И вдруг ни с того ни с сего в аварийном порядке принято решение Совмином СССР о начале строительства харьковского метро, а еще через две недели – 15 мая – Советом Министров УССР. Предусмотрены ресурсы, дано поручение Харьковскому исполкому выделить землю для базы метростроя, принято решение передислоцировать метростроителей из Сибири, которые были заняты на серьезных оборонных объектах. Почти 300 человек с семьями были перевезены в Харьков, им было выделено жилье.
А все потому, что в 1968 году международная обстановка накалилась в связи с событиями в Чехословакии. Противостояние двух военно-политических систем – Варшавского договора и НАТО дошло до критической точки. Правительство приняло решение увеличить количество выпускаемых танков, а одним из ведущих предприятий этой отрасли в нашей стране был завод им. Малышева. Когда директору завода и руководителям области задали вопрос: что нужно сделать для увеличения производства танков, последовал ответ: необходимо построить и оснастить цеха, а также увеличить количество рабочих и решить вопрос их оперативного подвоза с Южного вокзала на предприятие, поскольку дорога до завода им. Малышева занимала полтора-два часа. Трамваи и троллейбусы не смогли бы перевозить такое количество людей в оперативном порядке. Поэтому началось строительство первой линии харьковского метро: за семь лет построили семь станций!
В этой связи не могу не вспомнить о нашем ветеране – Григории Александровиче Братчуне, который почти 20 лет был начальником метростроя, начинал строительство метро в Харькове, под его руководством была обустроена первая и вторая линии подземки. В этом году решением сессии городского совета ему присвоено звание «Почетный гражданин города Харькова».
– А какие районы Харькова сейчас больше всего нуждаются в новых станциях метро?
– После Алексеевки пойдем в сторону Одесской. Там и район густонаселенный, и большой приток пассажиров из Змиева, Краснограда, которых автобусы доставляют на автовокзал по проспекту Гагарина. Эту магистраль необходимо разгрузить. Уже есть проект двух станций в этом направлении.
Следующий перспективный район – Северная Салтовка. Здесь планируется добавить станцию «Дружба Народов» – от «Героев Труда» на выезд в сторону Липцев. А также Рогань – тоже добавится одна станция метро: от Холодной горы в сторону Залютино, чтобы выйти в район окружной дороги.
Метро в Харькове закольцуют
– Анатолий Леонтьевич, здравствуйте. Меня зовут Виктория. Живу на Салтовке. Слышала, что в Харькове будет строиться кольцевая линия метро?
– Эта идея возникла уже давно и разрабатывалась совместно с институтом «Харькометропроект». Сначала планировалось начать строительство метро от станции «Академика Барабашова» вдоль проспекта 50-летия ВЛКСМ с возведением станций «Гвардейцев-широнинцев», «пр. Тракторостроителей» и «Восточная Салтовка».
Но в новом плане кольцевую линию планируют начать со станции «Героев Труда-2»: между двумя уже существующими станциями – «Героев Труда» и «Имени Александра Масельского» (бывшая «Индустриальная») появится пять новых: «Героев Труда-2», «Проспект Тракторостроителей», «Восточная Салтовка», «602 микрорайон» и «Индустриальная-2». То есть первый участок кольцевой линии соединит Салтовку с районом ХТЗ. Это будет очень удобно для пассажиров, поскольку сейчас люди добираются с Салтовки на ХТЗ через центр и с пересадками.
Пока это долгосрочная задача. Но проект уже лег в концепцию Государственной программы, которая предоставлена правительству. Начало строительства этого кольца предусмотрено после сдачи в эксплуатацию двух станций в сторону аэропорта.
Кстати, в Москве уже начали строить второе метро-кольцо, которое планируется проложить по большему радиусу от центра. А в перспективе строительство третьего – железнодорожного кольца для скоростных электричек. Это правильное решение, людям тогда не придется ехать в центр, чтобы сделать пересадку.
– А куда дальше планируется продлить харьковское кольцо?
– От метро «Имени Александра Масельского» в строну ул. Одесской. Так появится станция в районе пр. Косиора, потом подземка пройдет по ул. Героев Сталинграда и упрется в ст. м. «Одесскую», которая станет пересадочным пунктом.
– Добрый день. Меня зовут Татьяна. Анатолий Леонтьевич, всем, наверное, хочется, чтобы подземку провели буквально к дому. Скажите, на Северную Салтовку планируется пустить метро и в какие сроки?
– В генеральном плане строительства метрополитена до 2030 года, который сейчас корректируется, предусмотрено строительство соединения ст. м. «Героев Труда» и ст. м. «Имени Александра Масельского» через Северную Салтовку. Все пять вновь построенных станций этого участка кольцевой линии будут в зоне пешей доступности. И если сложатся благоприятные условия по финансированию, то строительство начнется сразу после сдачи двух станций в сторону Одесской.
– Слышала, что в Харькове появятся и наземные участки метро.
– Как раз на некоторых участках кольцевой линии возможно строительство наземного метро. Так, мы рассматриваем возможность проложить метро с Салтовки в район ХТЗ через Немышлю наземным способом.
Харьковской подземке атомная бомба не страшна
– Здравствуйте, меня зовут Светлана. Анатолий Леонтьевич, ваша трудовая биография уже много лет связана со строительством метро в Харькове. Поделитесь, пожалуйста, не приходилось ли при прокладке подземки сталкиваться с какими-то интересными находками?
– Ветераны метростроя рассказывали, что когда строилось метро в центре города, там находили различные исторические артефакты. Говорят, натыкались даже на останки мамонта. Но метро в центре строилось на очень большой глубине. Я действительно занимаюсь метро уже около 60 лет, но к сожалению, пока с какими-то интересными находками сталкиваться не пришлось.
– А еще ходят байки, что в метро есть какие-то секретные тоннели.
– Это не совсем байки. Дело в том, что метро является объектом гражданской обороны. Наша подземка, по нормативам, должна выдержать взрыв атомной бомбы. Поэтому там есть специальные сооружения для укрытия населения на случай войны: специальные герметически закрываемые тоннели, генераторные станции для выработки электроэнергии, воздухоочистительные устройства, многоместные санузлы, предусмотрен подземный забор воды... Эти требования к строительству метро сохранились еще с советских времен. Однако такое обустройство довольно затратно – до 20% стоимости строительства метро. Например, на Алексеевской линии предусмотрены сооружения, где могут укрываться в случае взрыва атомной бомбы 20 тысяч человек в течение трех суток. Между тем ни в одной другой цивилизованной стране мира метро подобных функций не выполняет – только лишь перевозит пассажиров.
– Анатолий Леонтьевич, здравствуйте. Меня зовут Марина. Можно обратиться к Вам за советом? Мне нравится 25-этажный дом, который возводится недалеко от строящейся «Победы». Хотелось бы там купить квартиру. Скажите, можно ли рассчитывать на надежность такого высотного здания, которое находится в непосредственной близости от метро?
– У вас и тени сомнения не должно возникать в надежности этого здания, поскольку при его строительстве учтены все нормативы и метростроителями, и строителями высотки.
Кроме того, жильцы этого дома не почувствуют никакого дискомфорта от того, что рядом пролегает метро. При строительстве станции «Победа» в Харькове впервые будет использована новая технология – бесшумные противовибрационные конструкции.
Строительство метро для власти в приоритете
– Анатолий Леонтьевич, добрый день. Андрей беспокоит. Для каждого периода у власти свои приоритеты. Скажите, на сегодняшний день строительство метро является приоритетным направлением для города и области?
– Первая же реальная возможность получить деньги на строительство метро не из государственного бюджета, а из других источников была использована максимально. Я говорю о средствах, которые получит область от продажи стадиона «Металлист», 80% из которых будет направлено на финансирование строительства «Победы». Вот вам и ответ: конечно же, метро является приоритетным направлением для руководства и области, и города.
– Есть вероятность, что «Победу» сдадут к 9 мая следующего года?
– Думаю, что ко Дню Победы мы не успеем. Если бы мы возобновили строительство хотя бы в мае этого года – могли бы уложиться в этот срок. Но начать активное строительство мы сможем лишь при поступлении финансирования, то есть предположительно не раньше ноября. Пока же работы на «Победе» идут не в полную силу – за счет средств подрядных организаций «Тоннельстрой», «Жилстрой-2». А ресурсы у них тоже ограниченны.
Личное дело
Анатолий Леонтьевич Кравчук родился 20 марта 1950 года в Хмельницкой области. В 1977 г. окончил Харьковский инженерно-строительный институт – ныне Харьковский государственный университет строительства и архитектуры (специальность – механическое оборудование предприятий по производству строительных материалов, изделий и конструкций, квалификация – инженер-механик).
1971-1979 гг. – работа на Харьковском домостроительном комбинате (электрик, инженер).
1979-1983 гг. – инструктор Орджоникидзевского райкома Компартии Украины.
1983-1986 гг. – главный инженер завода железобетонных конструкций №1 (Харьков).
1986-1988 гг. – инструктор отдела строительства Харьковского обкома КПУ.
1988-2001 гг. работал на руководящих должностях в производственном объединении «Харьковжелезобетон», «Харьковдорстрой», АОЗТ «Завод ЖБК-5».
2001-2005 гг. – заместитель председателя Харьковской облгосадминистрации.
2005 г. – август 2009 г. – начальник Харьковской дирекции строящегося метрополитена.
С сентября 2009 года – заместитель директора Департамента строительства и дорожного хозяйства Харьковского горсовета.
Заслуженный строитель Украины.
Отец троих детей.
Автор: Ирина Стрельник
URL оригинала: http://vecherniy.kharkov.ua/news/79107/ | |
Разделы по теме: | |
---|---|
Рубрики: | Метро |
Линии метро: | Холодногірсько-Заводська лінія, Олексіївська лінія |
Комментарии
"Я действительно занимаюсь метро уже около 60 лет" - что с трёх лет?
Анатолий Леонтьевич Кравчук родился 20 марта 1950 года
Просмотреть соответствующую тему на форуме.
Добавить комментарий
Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.