Новости. О совместной работе эжекторного водопонижения и кессона
Журнал "Метрострой", 29.05.1972.
Участок перегонных тоннелей Харьковского метрополитена между станциями «Центр» и «Левада» в районе перехода от глубокого заложения к мелкому является одним из наиболее трудных для проходки закрытым способом. Трасса участка пересекает р. Харьков, район новостроек с 9-этажиыми домами, автостраду с интенсивным движением и трамвайную линию.
Геолого-литологическое строение и гидрогеологические условия участка имеют следующие особенности.
Под насыпными бытовыми грунтами (1—5 м) залегают аллювиальные илистые суглинки и супеси, местами заторфованные (1—2,5 м). Ниже связные грунты сменяются чередованием тонких слоев песков, супесей и суглинков с постепенным переходом в чистые мелкозернистые пески. Коэффициент фильтрации песков — 4,7 м/сут. Подстилаются они коренными мергельными глинами с неровной поверхностью размыва. Статический уровень грунтовых вод находится на глубине 2,5—3 м. Проходку тоннелей намечалось осуществить закрытым способом с раздельным применением на некоторых участках кессона и эжекторного водопонижения. На участке, где лоток тоннеля располагается вблизи контакта песков с глинами, требовалось водопонижение. Однако достичь эффективного осушения массива водопонижением в таких условиях не представлялось возможным, поскольку остаточный столб воды составлял 0,5—1 м и затруднял проходку или требовал специальных мер по осушению лотка тоннеля из забоя. Завершить же проходку тоннелей под сжатым воздухом с выходом щита в котлован не представлялось возможным из-за опасности прорыва сжатого воздуха на поверхность (мощность слоя грунтов над шелыгой составляет 3—3,5 м).
СМУ-751 Харьковметростроя по согласованию с Харьковметропроектом осуществило в опытном порядке проходку левого тоннеля под сжатым воздухом при сниженном уровне грунтовых вод эжекторной установкой. Давление в кессоне было снято лишь при наличии целика между забоем тоннеля и торцом котлована 10 м, остаточный столб воды был снят водопонижением из котлована станции.
Опыт проходки левого перегонного тоннеля позволяет сделать вывод о том, что в определенных гидрогеологических условиях и при соответствующем технико-экономическом обосновании совместная работа водопонижения и кессона может быть эффективной.
При этом зад ача сводится к тому, чтобы сбалансированным давлением в кессоне обеспечить оптимальный режим работы эжекторных иглофильтров. В данном случае это решалось подбором параметров кессона и режима работы водопонизительной установки опытным путем.
Совместная работа эжекторных установок и кессона не имеет четких теоретических обоснований, в связи с чем предстоит провести дополнительные исследования при проходке правого перегонного тоннеля на этом участке.
К. ВАЩЕНКО, г. МИГЛЕНКО, инженеры
Разделы по теме: | |
---|---|
Рубрики: | Метро |
Линии метро: | Холодногірсько-Заводська лінія |
Станции и объекты метро: | "Майдан Конституції", "Левада" |
Добавить комментарий
Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.