Новости. C.Мусеев: В декабре затраты на перевозку одного пассажира в харьковском метро составили 1,9 грн.
Інформаційне агентство "Status Quo", 19.01.2009.
Одно из самых мощных и стабильных транспортных предприятий в Харькове – это, конечно же, метрополитен. О том, как живется метрополитеновцам, чем они планируют порадовать пассажиров в 2009 г., рассказал в телепрограмме "STATUS QUO" начальник предприятия Сергей Мусеев.
- Известно, что харьковский метрополитен планирует в два раза увеличить стоимость проезда. Кода это должно случиться?
- О сроках очень тяжело говорить. Но я могу сказать, что метрополитен каждый месяц отчитывается о затратах на перевозку одного пассажира. По итогам декабря 2008 г. затраты составили 1,9 грн. и даже чуть больше. Управления Харьковской облгосадминистрации (ХОГА), Харьковского горисполкома, харьковская громада и ряд общественных организаций рассматривают эти цифры. И когда последняя капля капнет, то будет принято коллегиальное решение.
- То есть остался последний этап согласований – с общественностью?
- Сейчас и громада, и управление промышленности, транспорта и связи, и управление экономики ХОГА, и инспекция по ценообразованию определились и приняли решение, что тариф можно повысить до 1,5 грн., а недостающую часть компенсировать из госбюджета. Теперь вопрос нужно рассмотреть общественным организациям, в частности, харьковскому областному профсоюзу.
- Поддержит ли профсоюз повышение тарифов?
- Мне трудно сказать, так как я до конца не понимаю, на чьей стороне выступает профсоюз. Или он защищает интересы граждан, или города в целом и беспокоится о том, чтобы сохранить такое важное для города предприятие, как метрополитен.
- Значит, нельзя сказать четко, что, например, в первом полугодии тариф будет (или не будет) повышен?
- Я не могу четко утверждать, когда это произойдет, и вообще произойдет ли.
- Недавно стало известно, что из госбюджета планируется выделить 1млрд. грн. на развитие и строительство трех метрополитенов страны. Сколько будет выделено харьковскому метрополитену?
- Насколько я ознакомлен с госбюджетом на 2009 г., средства на строительство метро выделены из спецфонда, который наполняется от приватизации, а не из доходной части бюджета. Кроме этого я знаю, что из этого миллиарда половину планируется выделить киевскому метро, половину – донецкому.
- А харьковскому?
- Сейчас этим очень серьезно занимаются политические силы всех направлений. И Блок Юлии Тимошенко в лице нардепа Александра Фельдмана, и регионалы для того, чтобы отстоять изменения в бюджете на 2009 г. и добиться выделения средств на строительство метро в Харькове.
- А почему такой несправедливый подход? Двум городам дают средства, а Харькову – нет…
- Причина в том, что у нашего региона в Верховной Раде слишком мало депутатов. Наверное, представительства Донбасса и Киева гораздо сильнее, и они сумели отстоять для своих регионов больше денег. А у нас сейчас наметился позитивный, так сказать, процесс. У нас на местном уровне политические силы нашли взаимопонимание и объединились на пользу нашего города и метро в том числе. Что касается внешней политики и развития государства - это все большая "киевская" политика. А все что касается местного уровня, защиты интересов Слобожанщины, то здесь произошло объединение политических сил. И есть надежда, что при пересмотре в конце января – начале февраля и корректировки бюджета на 2009 г. будут учтены интересы Харькова.
- Харьковский городской голова Михаил Добкин сказал, что Харьков сможет сдать до конца 2009 г. станцию метро "Алексеевская", но при поддержке государства. А каков ваш прогноз?
- Очень много надежд на то, что мы сможем это сделать. Во-первых, если будет принято решение о повышении тарифа на проезд в метро, то в зависимости от размера повышения появится возможность тратить определенные средства на строительство, на обновление основных средств метро. Во-вторых, политическая ситуация может измениться путем объединения против мирового кризиса, и это будет способствовать решению проблемы строительства метро. Вообще строительство метро – это прерогатива государства и только государства. Никакой бюджет города, может быть, кроме Киева, не сможет осилить решение проблемы строительства метро, так как это очень дорого. Даже приобретать вагоны подвижного состава очень сложно. Один вагон стоит 4-5 млн.грн., а в составе метропоезда пять вагонов. Вот и получается, что для приобретения нового состава нужно минимум 20 млн.грн. А от количества вагонов зависят интервалы движения поездов. Чтобы снизить интервалы до 1-2 минут нужно больше поездов. У нас сейчас 321 вагон, и они практически все в эксплуатации (один-два находятся в капитальном ремонте). И пока что метрополитен успевает ремонтировать вагоны ночью.
- Обновление подвижного состава метрополитена было определено одним из основных заданий, когда вас восстановили в должности начальника метро два месяца назад. Как вы будете решать эту задачу?
- Мы уже приступили к реализации этой задачи. Возобновили командировки на вагоностроительный завод в Мытищах (Россия). Наметили планы совместной работы. Разработана широкая программа, которая предусматривает исключительно обновление или восстановление подвижного состава и продление срока службы вагонов без покупки новых вагонов. Это и капитальный ремонт кузовов вагонов, и замена основных узлов и агрегатов. Если будут средства, то мы приступим в этом году к реализации этой программы.
- Вы сказали, что строительство метро – это государственная задача. А между тем Харьковский горсовет планирует принять метро в коммунальную собственность. Не получится ли так, что государство перестанет финансировать строительство метро?
- Нет, не получится. Строительство метро всегда будет прерогативой государства, так как это очень дорого. Но при помощи местных бюджетов.
- Передать метро в коммунальную собственность планируется в первом квартале 2009 г. На каком этапе этот процесс?
- Процесс передачи метро в коммунальную собственность прошел уже 60% пути. Он переместился полностью на киевский уровень. Сегодня готовится постановление Кабмина, согласованное с Министерством транспорта и связи, а также с Министерством финансов. После выхода постановления начнется процесс передачи. Это комиссии, акты приема-передачи и т.д, и т.п., по процедуре.
- Что даст новая форма собственности предприятия харьковчанам?
- Очень много даст. В частности, у метрополитена увеличится доходная часть. На станциях метро предприниматели арендуют киоски, и часть проводит параллель между метрополитеном и этой торговлей. Так вот все договоры оформляются через Фонд госимущества (ФГИ), соответственно арендная плата идет ФГИ, а затем метрополитен получает 30% этой арендной платы. Коммунальная собственность даст возможность метрополитену и громаде регулировать эти процессы. И все деньги от арендной платы будут попадать в метрополитен и направляться на его нужды. Это один плюс, который даст смена собственности.
- Это большие средства?
- Большие или небольшие, это как сказать. Но мы можем говорить о существенной прибавке в 20-30% к тарифу на перевозку пассажиров. Еще один положительный момент передачи в коммунальную собственность в том, что горисполком и громада смогут выстроить правильную транспортную систему в Харькове.
- Планируется создать в городе единое транспортное коммунальное предприятие, в которое войдут метро, наземный электротранспорт и даже часть автобусных перевозок. Что изменится после этого в транспортной системе города?
- Эта тема требует отдельного разговора. Хотя можно сказать, что объединение даст возможность создать единое средство оплаты в городском транспорте. Очень удобно было бы по единой бесконтактной электронной карте, которой сейчас пользуются пассажиры метро, оплачивать проезд в маршрутном такси, трамвае и троллейбусе. Но для этого должен быть единый хозяин этих видов транспорта. Метрополитен сейчас по всем доходам отчитывается перед министерством. И любое соприкасание с другими организациями (допустим, с Горэлектротрансом), требует согласования, разрешения и проведения тендерных процедур. А когда это будет в руках города, все заинтересованные люди сядут за стол переговоров и будут решать единую проблему – как улучшить транспортное обслуживание в городе.
Графики движения наших поездов (а их сегодня около 30) зависят от ряда факторов - сезонности, дня недели, в течение дня есть период пиковых нагрузок. При этом мы регламентируемся нормами и правилами, которые нам отпустило министерство. Нам трудно привязаться к городским нуждам. Но если метро будет в коммунальной собственности, то можно будет сделать более эффективную привязку.
- Говорят, что метрополитен скрывает истинные доходы от рекламы. Уточните, какие это доходы на самом деле и как они изменились в последнее время?
- Все доходы от деятельности метрополитена являются основанием для расчета себестоимости проезда, в том числе и доход от сдачи в аренду рекламных площадей. Доход от рекламы составляет в среднем за месяц около 1 млн.грн. Но в январе 2009 г. мы уже видим свободные рекламные площади и видим, что наметился спад в доходах от рекламы (примерно на 30%). В январе вместо 1 - 1,2 млн.грн. мы получим только около 700 тыс.грн.
- Каким вы видите харьковский метрополитен через два, три, пять лет?
- В том состоянии, в котором он был в 80-е годы. Попадая на станцию, человек ощущал организованность, чистоту и порядок, четкость движения и безопасность. Отчасти метрополитены растеряли доверие своих пассажиров, харьковскому - удается с этим бороться. Мы по-прежнему работаем и в ближайшее время будем работать четко, исключим подсознательное восприятие пассажиров, что они могут по вине метрополитена опоздать на работу или домой. Вот этого будем придерживаться, этого будем достигать. А дальше - повышать комфортность, чистоту, порядок и соблюдать четкий график движения поездов.
- Ну что ж, надеюсь, что харьковский метрополитен останется самым надежным видом транспорта в Харькове!
Виктория Зова, Алексей Грищенко
Разделы по теме: | |
---|---|
Рубрики: | Метро |
Линии метро: | Олексіївська лінія |
Станции и объекты метро: | "Олексіївська" |
Добавить комментарий
Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.