Метро. Станции и сооружения. Станция "Алексеевская"
Общие сведенияИсторияХроникаСхемыСтанции и сооруженияПодвижной составСтатистикаАудиоДокументы, книги, публикацииКонтакты ]

ОписаниеМаршруты городского транспортаФотогалерея (14)Новости по теме (452)

<< На станцию "23-го Августа" >> К списку станций <<


Линия: Алексеевская линия
Дата открытия: 21.12.2010
Проектное название: Интернациональная
Художники: Моргунов И., Ерофеева О.
Тип станции: Колонная, мелкого заложения
Количество вестибюлей: 2
Количество эскалаторов: нет
Маршруты городского транспорта :(просмотреть более подробный перечень...)
Троллейбус: 2, 40
Автобус: 26э, 45э, 78э, 119э, 263э, 271э, 282э, б/н (Эпицентр-2), б/н (Караван-1,3), б/н (Караван-2)
Ближайшие конечные остановки городского транспорта :Ст. м. "Алексеевская", Студгородок

21 декабря 2010 года вошла в строй 29-я станция Харьковского метрополитена - "Алексеевская". Согласно планам развития Харьковского метрополитена 80-х годов, эта станция должна была открыться еще в 1995 году, вместе с тремя другими станциями Алексеевской линии - "Ботанический сад", "23 Августа" и "Проспект Победы". Но распад Союза и последовавший за ним экономический кризис внес свои коррективы. Строительство, начавшееся в 1992 году, вскоре было заморожено. Работы здесь возобновились только 2004 году, в преддверии сдачи в эксплуатацию станций "Ботанический сад" и "23 Августа". В сентябре 2005 года было перекрыто сквозное движение по улице Ахсарова и началась выемка грунта на месте будущей станции. Установленный в 2004 году срок ввода в эксплуатацию (23 августа 2007 года) также оказался невыполнимым по финансовым причинам. Строительство прерывалось несколько раз, но благодаря регулярному выделению финансирования с октября 2009 года, достройка станции стала возможной в 2010 году.

23 октября 2010 года на станцию прибыл первый пробный поезд, а спустя менее чем два месяца она была окончательно введена в эксплуатацию. Помимо участка между станциями "23 Августа" и "Алексеевской", а также самой станции, в пусковой участок вошли тоннели до строящейся станции "Проспект Победы". В них организован оборот составов, а также, ввиду отсутствия отдельного депо Алексеевской линии, их ночная расстановка.

Станция "Алексеевская" построена по индивидуальному проекту с одним рядом колонн, расположенных по центру платформенной части. Последние придают станции некоторое внешнее сходство с односводчатой станцией "Центральный рынок", где установка колонн по центру платформы была предпринята как вынужденная мера в 1996 году. Колонны станции "Алексеевская" облицованы греческим белым мрамором. В нижней части колонны по периметру окружают скамьи. Пол станции выложен из серого гранита украинских месторождений. Ширина платформенного участка увеличена до 13 метров; это вторая станция в Харьковском метрополитене с увеличенной шириной платформы, после "Университета".

Путевые стены, облицованные красно-серым гранитом, украшают шесть художественных вставок (по три с каждой стороны), выполненные техникой "эмаль на меди". По замыслу авторов, художников И. Моргунова и О. Ерофеевой, изображения должны символизировать весну и осень и вызывать у людей ассоциации окон и птиц. Название станции на путевых стенах стилизовано под каллиграфическую пропись, что до сих пор было применено лишь на одной станции Харьковского метрополитена - "Пушкинская". Интересно, что изначально станция "Алексеевская" была запланирована с оригинальными балконами консольной конструкции над путевыми стенами, но в дальнейшем от этой задумки отказались в целях удешевления проекта.

Дизайн наземных выходов "Алексеевской", накрытых своеобразной шатровой стеклянной конструкцией, отличается от всех остальных станций метрополитена в Харькове. Похожая конструкция применена лишь на выходе из станции "Академика Барабашова", открытом в 2005-ом году.

Станция расположена на северо-западной окраине города, в Алексеевском жилмассиве на пересечении проспекта Людвига Свободы и улицы Ахсарова. Выходы из южного вестибюля станции ведут к общежитиям студгородка по улице Целиноградской, а также к 335 микрорайону Алексеевского жилмассива. Из северного вестибюля можно попасть на проспект Людвига Свободы к 336 и 337 микрорайонам, а также к остановке общественного транспорта, следующего вглубь Алексеевки. Подземный пешеходный переход северного вестибюля соединяет обе стороны проспекта Людвига Свободы.

Первоначальное проектное название станции ("Интернациональная") было заменено в 2000-е годы на "Алексеевскую". По результатам опроса харьковчан, проведенного осенью 2004 года, городская комиссия по вопросам топонимики и охраны историко-культурной среды одобрила наименование "Алексеевская", а 6 июля 2005 года это название было закреплено на сессии городского совета. Тем не менее, после гибели известного общественного и политического деятеля Евгения Кушнарева в январе 2007-го года прессой и политическими деятелями города обсуждался вариант названия будущей станции в его честь. Но в конечном итоге станция была открыта как "Алексевская". Это название, пожалуй, наиболее удачно, так как оно привязано к исторической местности, где расположена станция, и не несет политического контекста.

© Андрей Бутковский, 2010


Общие сведенияИсторияХроникаСхемыСтанции и сооруженияПодвижной составСтатистикаАудиоДокументы, книги, публикацииКонтакты ]