Авиатранспорт. История аэропорта
[ Общие сведения | История аэропорта | Хроника | Расписание | Контакты ]
История харьковского аэропорта
История гражданской авиации Украины берет свое начало в нашем городе. Именно в Харькове 26 марта 1923 года было учреждено акционерное общество "Укрвоздухпуть", одной из задач которого была организация регулярных авиарейсов. 25 мая 1924 года были открыты первые регулярные пассажирские линии "Укрвоздухпути": Харьков-Полтава-Киев и Харьков-Кировоград-Одесса. Грунтовая взлетно-посадочная полоса находилась в то время на северной окраине города за городским парком, в Сокольниках - там, где сейчас располагается авиазавод. В 1928 году из Харькова начали выполняться первые международные рейсы по маршруту Харьков-Тегеран.
В 1926 году на базе авиамастерских "Укрвоздухпути" был организован Авиазавод имени Совнаркома УССР. Развитие авиационного производства в Сокольниках потребовало переноса гражданского аэропорта. Для него было выбрано место в 12 километрах к югу от центра города, за поселком Основа. Новый аэропорт вступил в строй 6 декабря 1932 года. Он включал в себя грунтовую взлетно-посадочную полосу, двухэтажное здание аэровокзала и прочие наземные службы. В августе 1933 года аэропорту было присвоено имя П.П. Постышева, а в 1936 году аэропорт был признан лучшим в СССР. В предвоенные годы в Харьковском аэропорту совершали посадку транзитные рейсы, проходившие из Москвы и Ленинграда в Крым и на Кавказ. Здесь приземлялся крупнейший пассажирский самолет тех лет, шестимоторный гигант П-124 (АНТ-20бис), который выполнял рейсы Москва - Харьков - Минеральные Воды. Аэропорт являлся самостоятельной хозрасчетной единицей, непосредственно подчиненной Главному управлению гражданской авиации. В 1941 году на аэродроме была построена бетонная взлетно-посадочная полоса. С началом Великой Отечественной войны личный состав аэропорта вошел в состав Киевской и Харьковской особых авиагрупп Гражданского Воздушного флота.
Существующий аэровокзал был сооружен в послевоенные годы по типовому проекту, разработанному московским НИИ "Аэропроект" в 1951 году (арх. Элькин Г., Крюков Г., Миткевич Г.). Этот же проект был применен во Львове, Свердловске (ныне - Екатеринбург), Челябинске и других городах СССР. Строительство аэровокзала началось в 1951 году, а его открытие было приурочено к помпезному празднованию 300-летия воссоединения Украины с Россией (1954 год). В 1958 году к аэропорту из центра города была проложена троллейбусная линия.
Внешне здание аэровокзала отличается повышенной парадностью, характерной для "сталинской" архитектуры 30-х - 50-х годов. Центральный вход украшает восьмиколонный портик с высоким парапетом сложного очертания. Над зданием возвышается изящная восьмигранная башенка со стройным шатром и шпилем, увенчанным золоченым венком. Интерьеры обильно оснащены лепными архитектурными деталями и росписями. На первом этаже здания аэровокзала находился небольшой зал ожидания (в южном крыле), а также буфет (в северном крыле). На втором этаже, до постройки гостиницы на улице Аэрофлотской, находились комнаты матери и ребенка, а также гостиничные номера, а позже - служебные комнаты.
Выход на перрон аэропорта осуществлялся через центральный зал аэровокзала. Здесь, во внутреннем дворике между зданием аэровокзала и перронным залом, был небольшой сквер. В перронном зале происходила проверка билетов и багажа пассажиров, а также сдача багажа. Проверка багажа была введена лишь после первого в СССР захвата самолета отцом и сыном Бразинскасами в 1970 году. До этого перронного зала не существовало, а летное поле было отделено от перрона лишь небольшим ограждением, пройти за которое можно было показав билет на самолет контролеру. От перрона к трапу самолета пассажиров доставляли перронные автобусы - автопоезда из микроавтобусов РАФ-980/979 в 60-е годы и пассажирские полуприцепы АППА-4 с тягачами ЗиЛ-130 в 70-е - 90-е годы.
Помимо основного здания аэровокзала с северной стороны привокзальной площади, возле посадки троллейбуса, находилось дополнительное одноэтажное помещение с залом ожидания, билетными кассами и камерой хранения багажа.
Прилетающие пассажиры доставлялись перронными автобусами к воротам, расположенным с севера от здания аэровокзала, через которые попадали с летного поля на привокзальную площадь. Рядом с воротами находился навес, под которым осуществлялась выдача багажа. При этом багаж пассажиры снимали самостоятельно с автокаров с тележками, которые подъезжали под навес прямо с летного поля. После начала реконструкции аэропорта в 2008-ом году высадка пассажиров из перронных автобусов и выдача багажа стала осуществляться с южной стороны от здания аэровокзала.
Уже к началу 70-х годов Харьковский аэропорт ежегодно обслуживал до 600 тысяч пассажиров, а через 10 лет эта цифра возросла до 900 тысяч человек. В то же время город вплотную подступил к аэропорту. Поэтому в генплане города, разработанном в конце 70-х - начале 80-х годов было предусмотрено строительство нового аэропорта в районе пгт. Полевая Дергачевского района, что в 30 километрах от Харькова. В перспективе туда же планировался вынос сборочных цехов авиазавода. Проект нового аэропорта разрабатывал институт "Украэропроект", а аэровокзала - "Укргорстройпроект". Аэропорт планировалось связать с городом скоростной автомагистралью. В конце 80-х годов началось строительство взлетно-посадочной полосы, но с распадом СССР работы были прерваны.
Объемы авиаперевозок в существующем аэропорту уменьшились в десятки раз в начале 90-х годов. В то же время серьезной проблемой для харьковского аэропорта стало отсутствие таможенного контроля и пограничного терминала, ведь в годы СССР здесь принимали только внутренние рейсы. В 1995 году была проведена реконструкция - выполнен капитальный ремонт здания аэропорта, создан пункт погранично-таможенного контроля. Также была реконструирована взлетно-посадочная полоса, в результате чего аэропорт был допущен к выполнению полетов на самолетах Ил-76.
В 2001 году путем передачи аэропорта из ведения Минтранса городу было образовано Авиационное коммунальное предприятие "Международный аэропорт Харьков". А в марте 2008 года весь имущественный комплекс Харьковского аэропорта был передан в аренду сроком на 49 лет фирме "Нью Системс АМ". При этом взлетно-посадочная полоса, являющаяся стратегическим объектом, остается в собственности государства. В апреле 2008 года КП "Международный аэропорт Харьков" было официально упразднено.
Во второй половине 2008-го года фирма "Нью Системс АМ" начала масшатбную реконструкцию аэропорта согласно бизнес-плану, разработанному компаниями Airport Consulting Vienna (Австрия) и Airport Reseach Center (Германия). Средства на реконструкцию аэровокзального комплекса выделены инвестиционной компанией Development Construction Holding (DCH) Александра Ярославского, а аэродрома - государственным бюджетом.
В ходе реконструкции аэропорта всего лишь за два года был построен новый современный терминал аэровокзала общей площадью 19750 м² рассчитанный на максимальный пассажиропоток 650 пасс./час. Торжественное открытие терминала состоялось 28 августа 2010 года. На первом этаже здания проходит регистрация пассажиров; здесь же расположится зал прилета. На втором этаже находятся залы вылета пассажиров международных и внутренних рейсов, а также помещения для таможенной и пограничной служб и офисы авиакомпаний. В то же время старое здание терминала, построенное в 50-х годах прошлого века и являющееся памятником архитектуры, было реконструировано с максимальным сохранением его облика. В нем разметился так называемый VIP-терминал, открытый в сентябре 2011 года.
Помимо строительства нового терминала необходимой стала также и реконструкция устаревшего аэродромного комплекса. Изначальный проект по продлению старой взлетно-посадочной полосы был пересмотрен; в итоге в аэропорту Харьков была построена новая ВПП длиной 2500 м. Это позволяет Харьковскому аэропорту принимать среднемагистральные суда типа Boeing-737 и Airbus A-320. Новая полоса была введена в строй в декабре 2011 года, а в январе 2012 года был сдан в эксплуатацию новый перрон аэропорта, рассчитанный на 21 стояночное место.
Второй этап реконструкции, рассчитанный на долгосрочную перспективу, включает в себя строительство еще одного терминала с южной стороны от существующего здания аэровокзала, расширение парковки, а также строительство гостиницы.
Агентство Аэрофлота
Городское агентство Аэрофлота в 50-е годы располагалось в здании на площади Тевелева, 22 (ныне - площадь Конституции), при этом оно делило помещение с центральной кассой Сбербанка. До строительства троллейбусной линии от агентства в аэропорт ежечасно отправлялись автобусы. Также уже в 50-е годы существовала услуга доставки авиабилетов на дом по предварительному заказу. Помимо Городского агентства билеты можно было приобрести в самом аэропорту, а также в железнодорожных кассах в Горяиновском (Уфимском) переулке (ныне - ул. Квитки-Основьяненко), на Южном вокзале и в гостинице "Интурист", которая располагалась тогда в начале улицы Свердлова (ныне - ул. Полтавский Шлях).
В начале 60-х годов Агентство Аэрофлота было перенесено в новое здание на площади Розы Люксембург, 2, где первый этаж жилого дома был специально отведен под магазины и кассы. В небольшом помещении работало всего 6 касс по продаже билетов. Очень скоро их также стало не хватать и в 1970 году Агентство переехало в новое помещение на первом этаже жилого дома по Красношкольной набережной 18, по соседству с Домом Радио. Площадь помещения была в 5 раз больше предыдущего, вместо 6 касс в новом агентстве стало работать 13. В 70-е и 80-е годы были открыты новые кассы по продаже билетов в отдаленных районах города - на Салтовке, Новых Домах, ХТЗ и т.д. В начале 90-х годов, когда харьковчане практически перестали пользоваться авиатранспортом, все они были упразднены. Некогда просторное помещение Агентства Аэрофлота на Красношкольной набережной ныне разделено перегородками на несколько отдельных офисов, где располагаются кассы нескольких украинских авиакомпаний. Помимо них, авиабилеты можно купить сейчас в гостиницах, представительствах аивакомпаний, некоторых турагентствах.
© Андрей Бутковский, 2012
Источники:
- Крылья - все об украинской авиации;
- Сайт Харьковского государственного авиационного производственного предприятия;
- Дьяченко Н. Т., Уманский М. В., Олейник В. В., Харьков. Путеводитель, 2 изд., Харьков, 1967;
- Лейбфрейд А.Ю. Харьков. Архитектура, памятники, новостройки - Х., Прапор, 1987;
- Харьков. Справочная книга. Харьковское областное издательство, 1957 г.;
- Шкодовский Ю.М., Лейбфрейд А..Ю. Харьков вчера, сегодня, завтра - Х., Фолио, 2002;
- Материалы газеты "Вечерний Харьков";
- Информация, предоставленная КП "Международный аэропорт Харьков";
- Информация пользователей форума "Харьков Транспортный".