Трамвай. Подвижной состав. Вагоны технической помощи

ОписаниеФотогалерея (107)Новости по теме (1)

Вагоны технической помощи предназначены для буксировки трамваев, не имеющих возможности передвигаться самостоятельно по каким-либо причинам. Чаще всего их работа заключается в буксировке неисправных вагонов. Используются вагоны технической помощи и при доставке новых трамваев с места разгрузки в депо.

Поломка трамвайного вагона на линии имеет значительно более серьезные последствия, чем выход из строя троллейбуса или автобуса, ведь сломавшийся и остановившийся трамвай блокирует все движение по данной линии. Если поломка не связана со сходом вагона с рельсов или с механическим повреждением ходовой части (такие случаи довольно редки), то сломавшийся трамвай можно буксировать другим трамваем, следующим за ним. Последний обязан высадить пассажиров и толкать неисправный вагон до ближайшего неиспользуемого участка пути, до конечной станции с путевым развитием, либо в ближайшее депо. После этого исправный пассажирский вагон может продолжить работу на маршруте, а окончательная буксировка неисправного вагона в депо приписки осуществляется вагонами технической помощи.

До 30-х годов прошлого века буксировка выполнялась обычными линейными трамвайными вагонами. Специальные вагоны-буксиры появились с развитием трамвайной сети и увеличением количества подвижного состава. Первыми буксирами стали двухсторонние вагоны типа «Х», использовавшиеся и для других нужд. Таких вагонов было довольно много; проработали они вплоть до начала 80-х. К этому времени старые двухосные пассажирские вагоны были списаны, а с буксировкой более тяжелых четырехосных вагонов двухосные тягачи не справлялись, да и их возраст – около 50 лет – также сказывался. В 1976 году было принято решение изготовить новые вагоны технической помощи на основе пассажирских вагонов МТВ-82. Последние, будучи надежными и простыми в управлении и обслуживании, в 70-е годы массово выводились из пассажирской эксплуатации для переделки в служебные и грузовые трамваи.

В июле 1976 года МТВ-82 #806 был отправлен на Вагоноремонтный завод ХТТУ для переделки в вагон технической помощи. В ноябре 1976 года он был зачислен на баланс Грузового депо. Еще три таких трамвая ВАРЗ изготовил в 1978 году. Вагоны-буксиры получили название ВТП (Вагон Технической Помощи).

За основу ВТП взята рама и система управления МТВ-82. Из одностороннего вагон переделан в двухсторонний. Корпус изготовлен заново с использованием окон и стен серийных моделей трамваев. Внутри вагона располагаются ящики для инструмента, рабочие столы и несколько сидений. Вагоны имеют две кабины и два токоприемника, что облегчает маневрирование. В качестве токоприемников изначально использовались полупантографы, однако позже их заменили более простыми в эксплуатации бугелями. В 2007-2008 годах один из бугелей на каждом вагоне был заменен пантографом от вагона Tatra-Т3.

Ранее каждая кабина спереди была украшена эмблемой со звездой от вагона РВЗ-6. В настоящее время эти звезды сохранились не на всех вагонах. Окраска вагонов неоднократно незначительно изменялась, изначально они окрашивались по схеме: белый верх, широкая синяя полоса, белый низ, позже низ вагона стали красить в серый цвет, а средняя часть вагона окрашивалась в голубой или синий цвета. На самих вагонах были нанесены только порядковые номера (1-4). С 2008 года на двух вагонах, ВТП-3 и ВТП-4, их инвентарные номера указаны полностью (вместе с аббревиатурой ВТП).

В конце 70-х годов четыре вагона распределили между тремя существовавшими в то время трамвайными депо (Коминтерновским, Ленинским и Октябрьским) и Вагоноремонтным заводом. При этом в процессе эксплуатации вагоны-буксиры регулярно передавались из одного подразделения в другое. В настоящее время в эксплуатации находится три вагона технической помощи, поскольку ВТП-1 был списан в середине 90-х годов прошлого века. Вагоны ВТП-2 и ВТП-4 базируются в Октябрьском трамвайном депо, а ВТП-3 - в Салтовском.

Вагон технической помощи может взять на буксир систему из двух вагонов, либо буксировать сразу два одиночных вагона, но при условии, что на пути следования не будет участков тяжелого профиля. В противном случае вагоны системы перевозятся по отдельности. На каждом ВТП, как и на любом трамвайном спецвагоне, работают бригады по два человека посменно. В случае, когда по каким-либо причинам ВТП не может приехать к сломавшемуся вагону, то в качестве вагона технической помощи может использоваться обычный пассажирский вагон Tatra-Т3.

(с) Константин Марков, Андрей Бутковский, 2012