Новости. Директор харьковского метростроя – о новых станциях, атомной бомбе и стоимости жилья
Газета "Вечірній Харків", 24.01.2011.
Гость «Прямой телефонной линии» – генеральный директор ОАО «Южспецстрой», председатель правления ОАО ССМУ «Тоннельстрой», заслуженный строитель Украины Николай Гаврилович Шевякин.
«Несмотря на трудности, работать было интересно»
– Здравствуйте, меня зовут Наталья Георгиевна. Николай Гаврилович, хочу выразить вам огромную благодарность за то, что наконец-то открылась станция метро «Алексеевская», которую мы так долго ждали. Скажите, с какими трудностями и проблемами пришлось столкнуться при ее строительстве?
– Определенные сложности, конечно, были. Но, несмотря на это, работать было очень интересно. Оборудование, которое там монтировалось (особенно это касается тяговой подстанции – сердца всего движения метрополитена), проектировалось еще в 1990 годах. И было принято решение сделать станцию более современной, с применением новых технологий. В связи с этим сдвинулись сроки, сократилось время, отведенное на монтаж, пуско-наладочные работы и обкатку оборудования.
Приведу еще пример. В свое время «Харьковметростроем», который начинал строительство, не были закончены некоторые необходимые сооружения в тоннеле: вентиляционные установки, водоотливная и насосная станции. Поэтому нам пришлось это делать не закрытым, а открытым способом в течение трех месяцев. Но мы справились. Кроме того, в том месте, где тоннель проходил по балке, были проблемы с просадкой грунта, которые мы ликвидировали.
Хочу отметить в этой связи высокую квалификацию специалистов «Харьковметропроекта» и сильный коллектив эксплуатации, благодаря которым мы нормально ввели этот объект в эксплуатацию.
– Добрый день. Юрий беспокоит. Николай Гаврилович, скажите, какой срок эксплуатации новых станций?
– Вообще-то они практически вечны. Метрополитен – это классическое сооружение, которое имеет самую высокую степень опасности нахождения там человека. Поэтому к нему применяются очень жесткие нормативы. Например, наша подземка, по нормативам, должна выдержать взрыв атомной бомбы. А новые станции сделаны еще более качественно, чем все остальные.
На «Проспекте Победы» уже ведутся работы
– Николай Гаврилович, хочу поздравить вас, коллектив «Южспецстроя» и всех харьковчан со сдачей станции «Алексеевская»! А когда появится метро на проспекте Победы? Мэр обещал уже в 2012 году. Успеем? Меня зовут Марина Валерьевна.
– Сегодня там полным ходом ведутся подготовительные работы. Идет оформление земельного участка, разрешения на строительство. Котлован, который там был, пришел в аварийное состояние и сейчас мы выполняем работы по укреплению его стен, выносу сетей. Думаю, что в течение пяти дней новое руководство заказчика – Департамента транспорта и связи Харьковского городского совета – получит все необходимые разрешительные документы в Киеве и мы приступим к реализации проекта.
Сроки сдачи объекта зависят от финансирования. По идее, в этом году мы должны из госбюджета получить 280 миллионов гривен – это позволит нам интенсивно работать в две-три смены, закупить необходимое оборудование и смонтировать его. Город самостоятельно не в состоянии решить эту проблему – у него достаточно своих вопросов, которые необходимо решить, – по энергообеспечению, выносу сетей, благоустройству, новой схеме городского электротранспорта и др.
Если будут улажены все организационные и финансовые вопросы, перед нами стоит задача запустить станцию «Проспект победы» в 2012 году.
– А сколько выходов из метро планируется на этой станции?
– Четыре. Причем один выход будет проходить «сквозняком» через двухуровневую станцию – по второму этажу. То есть можно будет перейти с одного проспекта на другой через станцию, не спускаясь в подземку и не используя жетон. Эскиз уже есть. Но раскрыть тайну и рассказать, как будет выглядеть станция, пока он не утвержден градсоветом, не могу. Скажу лишь, что станция будет современная, очень красивая, вся в стекле.
Метро на Одесской появится в 2015 году
– Николай Гаврилович, здравствуйте. Меня зовут Ирина. Слышала, что после Евро-2012 продолжится строительство метро в сторону аэропорта. Я живу на Одесской, и меня этот вопрос очень волнует.
– Действительно, после окончания Евро-2012 планируется строительство метро в сторону аэропорта. Здесь гидрогеологические условия очень сложные, потому что трасса метрополитена расположена в зоне подтопления и плывунов. На глубине от 1,8 м до 2 метров находятся заболоченные местности, где работать обычным способом не получится, придется применить новую технологию – так называемые щиты непрерывного действия. Это, грубо говоря, цилиндр диаметром 6,8 метра, в котором расположен весь комплекс механизмов, оборудования для самостоятельного прохождения под землей. Такая технология даст возможность работать независимо от гидрологических и внешних условий.
Со станции «Державинская» работы будут проведены открытым способом (порядка 400 метров), а со стороны Одесской (от стоянки напротив рынка) мы сделаем котлован. Потом запустим туда один-два щита, которые пойдут либо параллельно, либо навстречу друг другу.
Вопросы технологии, ведения работ и приобретения техники в лизинг нами отработаны. Мы два года занимались этими проблемами.
– Когда же нам все-таки ждать открытия станции метро на Одесской?
– Линия метро в сторону аэропорта включает в себя четыре станции – «Державинскую», «Одесскую», «Мотель Дружба» и «Аэропорт». Если будет финансирование, руководство города ставит задачу за два с половиной года сдать в эксплуатацию две станции. То есть «Одесская» может открыться до середины 2015 года при наличии финансирования.
Снизить стоимость жилья помогут иностранные инвестиции
– Здравствуйте, Николай Гаврилович. Александр Петрович беспокоит. Насколько я знаю, ваша организация, помимо строительства метро, занимается и возведением жилых домов. С какими сложностями отечественным строителям и вам в частности пришлось столкнуться в последние годы?
– Мировой финансовый кризис не обошел стороной и строительную отрасль. С нашего рынка ушли инвесторы, которые привлекались в основном из-за рубежа. В результате инвестирование строительства жилья сократилось на 40-80%. Госзаказа тоже стало меньше. Естественно, трудности коснулись и нашего предприятия. Мы снизили объемы производства на 25%. Но это позволило нам удержаться на плаву и сохранить коллектив – повального сокращения штата у нас не произошло. Мы сделали так называемую «возрастную чистку», и люди, которые давно достигли пенсионного возраста, сами изъявили желание отправиться на заслуженный отдых, поскольку знали – как только появится работа, мы их найдем и вызовем на рабочие места. Благодаря этим мерам коллектив остался работоспособным, мы не потеряли свои основные фонды, смогли своевременно выплачивать кредиты. У нас очень много финансовых ресурсов было вложено в развитие новых технологий, перед кризисом на шесть-семь миллионов евро была закуплена техника немецкого производства. Например, новейшая землеройная машина – экономичная, мощная, эффективная. Кроме того, два крана, две базовых буровых машины. Одна из них – стоимостью 600 тысяч евро – способна производить уникальные работы, начиная от укрепления склонов (так называемые противооползневые мероприятия) и заканчивая укреплением фундамента старых зданий и сооружений. Кстати, в Харькове при строительстве метрополитена с помощью этой машины мы укрепили проезжую часть проспекта Людвига Слободы, которая «легла» на тоннельное сооружение нашей станции. Дорожное покрытие опиралось на границу свайного основания, где по технологии остались бревна бывшей подпорной стены, поэтому возникали просадочные процессы. Мы закачали туда под давлением 60 тонн специально раствора, обеспечив таким образом устойчивость дороги.
– А какие пути выхода из кризиса строительной отрасли вы видите?
– Строительную индустрию может спасти «локомотив» жилищного строительства и развитие коммунального хозяйства. Каких-то льгот от правительства мы не дождемся, поскольку экономика государства сейчас находится в критическом состоянии. Поэтому большую поддержку нам могут оказать зарубежные инвестиции. Мы имеем опыт работы с иностранными инвесторами, в частности из Словении. Эта страна меньше Харькова, но экономика там очень развита, имеются большие финансовые средства, которые «ищут выход». Словенцы согласны инвестировать средства в реконструкцию коммунального хозяйства, жилищное строительство, но для этого должна быть нормативная база, которая бы гарантировала возврат денег.
– Здравствуйте, меня зовут Валентина Демьяновна. Скажите, Николай Гаврилович, может ли привлечение иностранных инвесторов поспособствовать снижению стоимости жилья?
– Да, это возможно. Часть европейских инвесторов согласны работать с нами, но на льготных условиях, то есть они хотят определенных льгот по стоимости земельного участка, подключению энергоносителей, отчислениям на развитие в городской или областной бюджеты. Как раз сейчас областной и городской администрациями впервые разрабатывается программа уменьшения затрат строителей на эти внешние факторы. И я думаю, что в первом квартале этого года программа начнет реализовываться, что даст возможность привлечь внешних инвесторов. Губернатор Михаил Добкин лично контролирует ее разработку, и я отношусь к ней очень серьезно, поскольку имею опыт строительства жилого дома на Набережной, который мы возвели в прошлом году, где инвестором выступала словенская компания. Стоимость жилья там адекватна качеству и примененным технологиям. Эти инвесторы заинтересованы работать с нами и дальше, но при условии, что будут иметь гарантии уменьшения затрат по вышеназванным позициям. Думаю, в этом году вопрос должен быть решен хотя бы частично, потому что строительство жилья является основным фактором развития экономики и преодоления кризиса.
Личное дело
Шевякин Николай Гаврилович – генеральный директор ОАО «Южспецстрой», председатель правления ОАО ССМУ «Тоннельстрой», заслуженный строитель Украины.
Родился 5 августа 1949 года.
В 1980 году окончил Харьковский инженерно строительный институт по специальности водоснабжение и канализация, инженер-строитель. В 1967 г. начал свою трудовую деятельность рабочим в тресте «Южспецстрой». В 1984 г. руководил Краснопавловским СМУ-608 треста «Южспецстрой». В 1984 работал замуправляющего трестом, а с 2002 г. и по настоящее время – генеральный директор ОАО «Южспецстрой». С 2008 г. и по настоящее время – председатель правления ОАО ССМУ «Тоннельстрой».
Автор: Ирина Стрельник
URL оригинала: http://vecherniy.kharkov.ua/news/48130/ | |
Разделы по теме: | |
---|---|
Рубрики: | Метро |
Линии метро: | Олексіївська лінія |
Станции и объекты метро: | "Олексіївська", "Перемога" |
Добавить комментарий
Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.