Новости. Сергиевская и Павловская площади в начале ХХ века

"Харьков транспортный", 13.12.2016.

Близится к завершению реконструкция Павловской и Сергиевской площадей - пятая по счету в течение последних ста лет. Обе центральные площади Харькова неузнаваемо изменились за это время, неизменно оставаясь важным транспортным узлом города.

Накануне революции 1917 года на Павловской площади сходились все линии двух видов городского транспорта, существовавших в то время в Харькове - электрического трамвая и конки. Посреди площади, чуть западнее Университетской улицы, располагался пересадочный павильон электрического трамвая, единственный своего рода в Харькове. Пути трамвая и конки проходили по обеим площадям паралельно, пересекаясь лишь в двух местах - напротив несуществующего ныне дома купца Павлова (Grand Hotel), где линия конки поворачивала в Банный переулок и уходила в сторону Москалевки, а также напротив Лопанского моста.

В 1919 году конка прекратила работу. После гражданской войны большинство ее линий были электрифицированы и объединены с трамвайной сетью. В середине 20-х годов старый узкоколейный трамвай не справлялся с многократно возросшими пассажиропотоками столичного Харькова, поэтому было принято решение о полной модернизации трамвайного хозяйства и смене узкой колеи трамвая (1000 мм) на широкую, унифицированную с железнодорожной (1524 мм), что и было осуществлено с 1927 по 1930 гг.

Перешивка трамвайной колеи по площадям Розы Люксембург (ныне Павловская) и Сергиевской проходила в три этапа. Осенью 1927 года ширококолейным стал участок от Университетской улицы до Лопанского моста. В мае-июне 1928 года на широкую колею перешили линию по площадям Розы Люксембург и Тевелева (ныне - Конституции). А в сентябре 1930 года завершились работы по перешивке колеи в северной части Сергиевской площади. При этом, в связи с возросшей интенсивностью трамвайного движения, участок трамвайных путей по Сергиевской площади стал четырехпутным. Путевое развитие на Сергиевской площади, заложенное в 1930 году, сохранялось практически без изменений до середины 80-х годов.

Одновременно с реконструкцией трамвайного узла на площади произошли другие важные изменения. Были снесены торговые ряды под Университетской горкой и здание кинотеатра "Маяк" возле Лопанского моста. На Университетской горке в 1930-1933 гг. было возведено здание нового химического корпуса университета, а на углу площадей - здание Центрального универмага.

Ниже предлагаем Вашему вниманию несколько фотоснимков Павловской и Сергиевской площадей, сделанные в период с 1914 по 1937 гг.

Разделы по теме:
Рубрики:   Блог, Трамвай
Улицы и площади:   Павлівський майдан, Сергіївський майдан

Комментарии

Pilat
13.12.2016 20:56
Огромное спасибо автору за эту статью. Теперь понятно, почему на Сергиевской площади было 4-х путное трамвайное движение. Да и просто очень интересно видеть, как менялся Харьков.
Надеюсь, эта статья станет началом исторического раздела сайта. С нетерпением жду продолжения.

Андрей Бутковский
14.12.2016 11:58
Цитата(Pilat @ 13.12.2016, 19:56) *
Огромное спасибо автору за эту статью. Теперь понятно, почему на Сергиевской площади было 4-х путное трамвайное движение. Да и просто очень интересно видеть, как менялся Харьков.
Надеюсь, эта статья станет началом исторического раздела сайта. С нетерпением жду продолжения.


Не за что!

На самом деле, исторический материал далеко не первый, были материалы по конке - http://gortransport.kharkov.ua/tram/konka/
Также по узкоколейным вагонам - http://gortransport.kharkov.ua/ps_models/185/
и первым вагонам широкой колеи - http://gortransport.kharkov.ua/ps_models/495/
но планируется больше smile.gif

Просмотреть соответствующую тему на форуме.

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.