Новости. Харьковские метростроители отказались от идеи достройки линии метро до аэропорта к Евро-2012

"Газета по-харьковски", 16.07.2008.

Многострадальная Алексеевская линия харьковского метро строится "черепашьими" темпами — "Харьковметрострою" и его подрядчикам катастрофически не хватает средств.

15 июля, в 40-ю годовщину начала строительства метро, ветераны вспоминали былые времена, когда участки метро сдавались с опережением сроков, а денег на его строительство давалось столько, сколько успевали освоить метростроители.

Алексеевскую начали строить еще в те годы, и с момента утверждения проекта ее первого участка МПС СССР (5 станций, общая протяженность участка — 5,34 км) до пуска первого поезда прошло 10 лет. Следующий участок линии длиной 2,55 км с двумя станциями планировалось сдать через год с небольшим — в августе 1996 года.

Однако строительство замерло на долгие годы, и харьковчане, проезжая по проспекту Ленина мимо забора стройплощадки станции "Ботанический сад", могли видеть плакат "Метро не строим — нет денег". Этот участок строили целых 9 лет. Основной груз финансирования взяла на себя область, выделив из своего бюджета 2/3 необходимых средств.

Чтобы завершить строительство линии в сторону Алексеевского жилмассива с населением 150 тыс. человек (около 10% жителей города), оставалось пустить участок длиной 3,11 км с 2-мя станциями от станции "Улица 23 Августа" до станции "Проспект Победы" и построить метродепо.

Этот участок начали строить еще в 1992 году и надеялись, что первую станцию на нем — ныне она называется "Алексеевская" — удастся пустить в 2006 году, а "Проспект Победы" и метродепо на 100 вагонов — в 2009. Но денег по-прежнему не было, и срок пуска перенесли на 2007-й.

Однако уже в апреле прошлого года заместитель губернатора Харьковской области Владимир Бабаев заявил о срыве и этого графика, а летом метростроевцы из-за отсутствия денег остановили дальнейшую проходку туннелей. "Такого не было за 40 лет строительства в Харькове", - заявил начальник Дирекции строительства Харьковского метрополитена Анатолий Кравчук тогдашнему министру транспорта и связи Николаю Рудьковскому.

Рудьковский обещал изыскать необходимые средства. "Наша задача, которая, я считаю, нам по силам - увеличить финансирование по этому году и еще в этом году ввести станцию "Алексеевская" и пропустить первый поезд", — сказал Рудьковский, посетив строительство в августе. Но деньги так и не появились, поезд не пошел, правительство сменилось, а чиновники как-то неуверенно стали говорить о пуске "Алесеевской" в 2008-м.

По данным дирекции строительства, чтобы пустить "Алексеевскую", нужно было освоить в 2008 году 266,8 млн. гривен, а в целом на продолжение строительства метро — 357,5 млн. гривен. Однако в бюджетах заложено всего 89,8 млн. гривен (из них 15,2 млн. гривен должен дать город, остальное — государство). Реально на 1 июля получено всего 39 млн. гривен.

Председатель генподрядчика строительства метро компании "Харьковметрострой" Юрий Войтюк сообщил журналистам, что надеется на получение в этом году хотя бы 250-300 млн. гривен из 925 млн., которые Кабмин решил заложить в изменения в госбюджет на строительство метро в Украине. "Необходимо порядка полугода, чтобы полностью завершить строительство", - говорит Войтюк. Более того, тоннели уже проложены до станции "Проспект Победы". "И в этом году метростроители обязательно должны выйти на строительство станции "Проспект Победы", - говорит Войтюк.

О том, что "Алексеевской" не будет и в этом году, никто из чиновников еще официально не объявил. Но необходимых денег еще нет, изменения не приняты, когда они будут, будут ли вообще и перепадет ли оттуда что-то Харькову — неизвестно, а после завершения строительных работ еще около месяца отводится на "обкатку" нового пути, прежде чем по нему поедут пассажиры...

Грустная судьба и у следующего участка Алексеевской линии протяженностью более 5 км, которая должна пойти в противоположную сторону и связать действующую станцию "Метростроителей им. Ващенко" с аэропортом. Ее строительство заложено в госпрограмму развития метрополитенов, а пуск был запланирован к проведению Чемпионата Европы по футболу 2012 года (Харьков и Одесса — запасные принимающие города в Украине). Стоимость строительства в ценах лета прошлого года оценивалась в 1,1 млрд. гривен. Предполагалось, что на линии будет 4 станции — "Державинская" (выход на одну из крупнейших магистралей города - пр. Гагарина), "Одесская" (крупнейший не охваченный метро транспортный узел с пассажиропотоком до 150 тыс. человек в сутки), "Мотель "Дружба" и "Аэропорт".

Кроме того, между "Державинской" и "Одесской" была запроектирована транзитная станция "Каштановая". Строить ее прямо сейчас нерентабельно, так как это малозаселенный район частного сектора, а вот если появится реальная перспектива развития прилегающей территории — тогда можно и пустить ее в эксплуатацию.

Несколько лет назад Министерство транспорта рассматривало альтернативные варианты, в том числе — наземный скоростной трамвай вдоль пр. Гагарина от одноименной станции Холодногорско-заводской линии до аэропорта. Однако этот проект принят не был из-за трудностей и дороговизны строительства на участке до Одесской и намного меньшей пропускной способности по сравнению с метро.

Кравчук еще летом прошлого года просил у Рудьковского 130 млн. гривен для начала проходки туннелей на этом участке. Денег, естественно, нет, и пока тут лишь завершены проектные работы. Как рассказал "Газете по-киевски" Войтюк, согласно принятому в июне проекту метро будут строить только до "Одесской" — участок длиной 3,47 км с 2-мя станциями и транзитной "Каштановой".

Для прохождения этого участка предполагается купить немецкий высокоскоростной щит стоимостью 11 млн. евро, который обеспечит скорость проходки около 600 м/месяц и не требует водопонижения, заморозки и использования других специальных сложных и дорогих технологий. А между "Одесской" и аэропортом пойдет все тот же скоростной трамвай. Первого заместителя начальника метрополитена Михаила Пилипчука такой вариант явно не устраивает. "Метро надо строить!" — сказал он в ответ на просьбу прокомментировать изменение проекта.

Автор: Сергей МАРЬИН "Газета по-киевски"

Разделы по теме:
Рубрики:   Метро
Линии метро:   Олексіївська лінія
Станции и объекты метро:   "Олексіївська", "Перемога"

Комментарии

Константин
17.07.2008 18:21
Ну этого и следовало ожидать. Теперь дай Бог чтобы метро при нашей жизни хоть до Одесской дошло:-(

Андрей Бутковский
18.07.2008 19:51
Цитата(Константин @ 17.7.2008, 16:21) *
Ну этого и следовало ожидать. Теперь дай Бог чтобы метро при нашей жизни хоть до Одесской дошло:-(


Объективно говоря, метро в аэропорт не нужно

Просмотреть соответствующую тему на форуме.

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.