Новости. Харьковская "подземка" выходит на свет
Газета "Время", 28.10.2004.
Все метростроительные организации (а таковых в Украине всего три — в Киеве, Харькове и Днепропетровске) считаются стратегическими, поэтому их контрольные пакеты (50 процентов и одна акция) закреплены за державой. До ноября 2005 года государственный пакет акций «Харьковметростроя» «заблокирован», сменится ли его владелец в дальнейшем — покажет время.
Неудивительно, что приобрести контрольный пакет акций «Харьковметростроя» сегодня находится немало желающих. Уже были попытки «разблокировать» предприятие путем отмены соответствующих решений Кабинета министров, но они не имели успеха. По словам председателя правления ОАО «Харьковметрострой» Юрия Войтюка, большинство членов трудового коллектива (которому принадлежит 15 процентов акций — считается, что это довольно большое количество) хотят, чтобы контрольный пакет акций оставался у государства, поскольку никому не известно, как поведёт себя частный собственник, и не станут ли заложниками его политики не только метростроевцы, но и пассажиры. К слову, средняя зарплата в метрострое сегодня составляет эквивалент примерно 170 долларов.
Ныне харьковская «подземка» насчитывает 28 станций и более 35 километров тоннелей. Как известно, основной фронт работ сейчас находится в северном направлении Алексеевской линии, поскольку долгожданный ввод станций «Ботанический сад» и «23 Августа» пока не решил основной транспортной проблемы 250-тысячного Алексеевского жилмассива. Хотя, по словам Юрия Васильевича, новый участок, длина которого составляет только 5 процентов от общей протяженности «подземки», дал метрополитену около 20 процентов прироста пассажиропотока.
Поскольку строительство метро является очень дорогостоящим мероприятием, без помощи государственной казны оно фактически невозможно. Так, например, в 2003 году на строительство Харьковского метрополитена было выделено 64,9 млн. грн., 58 из которых поступило из местных бюджетов. В этом году финансирование превысило 80 миллионов, причем на долю государства пришлось уже 53 миллиона, а из местных источников — более 20 млн., ещё на 7 млн. грн. были взяты кредиты. До конца этого года Харькову выделено 10 млн. грн., запланировано бюджетное финансирование и на будущий год. По мнению Юрия Войтюка, если деньги будут перечисляться в соответствии с запланированными сроками, то уже в конце 2006 года на Алексеевке откроется станция метро, а позже — еще одна. В целом же на продолжение «подземки» на Алексеевку (станции «Интернациональная» и «Победы») пойдет 308 млн. грн.
После «закрытия» Алексеевского участка, метростроевцы планируют приступить к строительству тоннеля в район улицы Одесской, продолжить линии на Северную Салтовку и Рогань. Впрочем, всё это — не ранее 2010 года. Во сколько это обойдётся, пока не оглашается. Впрочем, известно, что стоимость одного километра Харьковского метрополитена в состоянии «под ключ» составляет примерно 14 — 15 миллионов долларов, что считается одним из самых низких показателей. В Киеве, например, строительство метро обходится дороже в полтора раза, в Днепропетровске, где особо сложные геологические условия, — в 2,5 раза, а в Москве — в 5 раз. На Западе строительство метро обходится ещё дороже. Впрочем, час труда, например, немецкого рабочего там оплачивается так, как у нас — работа целой бригады.
Станция, которую предварительно именуют «Интернациональной», по словам Юрия Войтюка, будет иметь оригинальное оформление, непохожее ни на одну из уже существующих станций харьковского метро. При её строительстве планируется применить новейшие не только для Украины, но и для всего СНГ технологии. Пока известно, что станция будет иметь балконы и ряд колонн по центру платформы. Судя по всему, Харьков по-прежнему не будет «удешевлять» внешний вид станций метро. В среднем стоимость «архитектуры» станции составляет примерно шестую часть от затрат на ее строительство. Основными отделочными материалами по-прежнему остаются мрамор и гранит.
Между периодами в преддверии запуска новых станций, когда строительство и финансирование активизируются, метростроителям приходится искать дополнительные места приложения своих способностей. Чтобы удержаться на рынке, они вынуждены осваивать многие другие направления, вплоть до жилищного строительства. В этом году, например, харьковские метростроевцы соорудили пешеходный мост в городе Изюме, а в Севастополе (мало кто знает, что у «Харьковметростроя» там расположен филиал, который раньше занимался созданием военных объектов, например, строительством укрытия для подводных лодок в Балаклаве) — несколько коллекторных тоннелей глубокого залегания. От харьковских предпринимателей поступают заказы на строительство подземных центров, сооружение объектов на рынках — например, дополнительные переходы на станции метро имени Академика Барабашова. Линию скоростного трамвая к аэропорту также поручено прокладывать «Харьковметрострою». Специалисты предприятия постоянно работают в Крыму на строительстве автодорожных тоннелей, противооползневых барьеров и многих других объектов.
Татьяна Буряковская.
Разделы по теме: | |
---|---|
Рубрики: | Метро |
Линии метро: | Олексіївська лінія |
Станции и объекты метро: | "Ботанічний сад", "23 Серпня", "Олексіївська", "Перемога" |
Добавить комментарий
Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.