Троллейбус. Подвижной состав. ЛАЗ-Е301

ОписаниеПеречень маршрутовСхема маршрутовФотогалерея (1109)Новости по теме (70)

Работает на маршрутах: 1, 2, 3, 24, 27, 34, 35, 45. [ Подробный перечень... ] [ Схема... ]
Обслуживаемых подразделениями: Троллейбусное депо №2, Троллейбусное депо №3

История модели

ЛАЗ-Е301 (ElectroLAZ 20) - первый сочлененный низкопольный троллейбус украинского производства, разработанный на базе одинарного 12-метрового низкопольного троллейбуса ЛАЗ-Е183 и максимально унифицированный с последним. Опытный образец низкопольного сочлененного троллейбуса ЛАЗ, имевший индекс Е291, был впервые представлен в Киеве в марте 2006 года. Эта машина была лишена тягового электрооборудования и могла передвигаться лишь на буксире. После ряда показательных презентаций в столице, ее отправили обратно на завод. Осенью 2007 года этот экземпляр снова появился в Киеве, уже под индексом Е301. Простояв около года в Куреневском депо столицы, он был снова отправлен на завод.

Полноценный сочлененный троллейбус ЛАЗ создал уже во второй половине 2006 года. От макетного образца, представленного в марте, он отличался увеличенной на 750 мм длиной кузова. Визуально это было заметно по небольшому дополнительному окну, появившемуся перед узлом сочленения. Был изменен также индекс модели на Е301. После прохождения испытаний в Киеве в октябре 2006 года, троллейбус был отправлен на завод и, после некоторых доработок, возвращен в столицу, где был введен в пассажирскую эксплуатацию. В течение 2007-2008 года Киев закупил еще 114 троллейбусов этой модели. Но дальнейший кризис в стране привел к полному отсутствию заказов на сочлененные троллейбусы Е301 в 2009-2010 годах. "Монополию" Киева на сочлененные низкопольные ЛАЗы удалось нарушить Харькову лишь в январе 2011 года, когда в наш город пришли первые 5 троллейбусов этой модели.

В 2011 году ЛАЗ представил новую модификацию сочлененного троллейбуса - ЛАЗ-Е301А1. Эта машина стала первым троллейбусом львовского производства, оборудованной асинхронными тяговыми электродвигателями ДТА-2У1 производства ОАО "Псковский электромашиностроительный завод". Троллейбус оснащен бортовым компьютером, который позволяет получить полную информацию об эксплуатации троллейбуса и провести диагностику работы отдельных узлов. Для освещения салона используются новые светодиодные элементы; последние с марта 2011 года устанавливаются также на троллейбусах ЛАЗ-Е301D1. Первые 15 троллейбусов модификации ЛАЗ-Е301А1 были поставлены в Донецк в марте 2011 года.

Техническое описание

Сочлененный троллейбус особо большой вместимости ЛАЗ-Е301 полностью унифицирован с одиночной моделью ЛАЗ-Е183. В отличие от одиночной модели, ЛАЗ-Е301 имеет два тяговых электродвигателя мощностью 140 кВт каждый, один из которых расположен в тягаче, а второй – в прицепе. Первый электродвигатель находится в сравнительно небольшом моторном отсеке за второй дверью, при этом привод от ТЭДа осуществляется на вторую ось. Второй электродвигатель, с приводом на третью ось, находится в корме прицепа в нижней части шкафа для оборудования, стандартного для автобусов CityLAZ и троллейбусов ElectroLAZ. В этом же шкафу размещается большая часть электрооборудования троллейбуса.

В салон троллейбуса ведут четыре широких двери, две из которых находятся в передней части, а две – в прицепе. Вместительная накопительная площадка расположена только напротив второй двери, третья же и четвертая дверь лишены накопительных площадок. Подобная планировка характерна для большинства современных моделей сочлененных автобусов и троллейбусов, выпускаемых европейскими производителями. Впрочем, в украинских реалиях, при 100% наполняемости общественного транспорта в "час пик", подобная планировка может быть недостатком.

ЛАЗ-Е301 в Харькове

Приобретение Харьковом крупной партии низкопольных троллейбусов особо большой вместимости ЛАЗ-Е301 стало возможным благодаря государственной программе обновления подвижного состава общественного транспорта в городах, принимающих чемпионат Евро-2012. В апреле 2010 года Харьковский городской совет разрешил КП "Харьковпасс" приобретение 600 единиц подвижного состава (300 автобусов и 300 троллейбусов), включая 50 троллейбусов ЛАЗ-Е301.

03 ноября 2010 года КП "Харьковпасс" заключило договор с ООО "Львовский автобусный завод" на поставку 97 троллейбусов, включая 30 сочлененных ЛАЗ Е301D1, за счет кредитных средств Городского совета. 22 января 2011 года в Харьков поступили два первых троллейбуса ЛАЗ-Е301D1, а на следующий день к ним прибавились еще три машины. 25-го января состоялась официальная презентация новых троллейбусов на площади Свободы. Нумерация сочлененных ЛАЗов была начата с #2201 в Троллейбусном депо №2 и с #3201 в Троллейбусном депо №3.

Эксплуатация новых троллейбусов на маршрутах началась 21 апреля 2011 года. К этому времени поступили все 30 сочлененных троллейбусов, предусмотренных договором с ООО "Львовский троллейбусный завод". Машины были распределены поровну между троллейбусными депо №№ 2 и 3. Новые троллейбусы стали работать сразу на нескольких городских маршрутах с наиболее напряженным пассажиропотоком (№№ 1,2,3,11,24,27,45,46) - там, где потребность в сочлененных машинах наиболее высока. Более того, согласно пересмотренным условиям договора КП "Харьковпасс" с Львовским автобусным заводом, к сентябрю 2011 года в Харьков пришли еще 22 сочлененные машины.

© Андрей Бутковский, 2011

Источники:

  1. Козлов К. П., Машкевич С. В. Київський тролейбус. — Київ: Видавництво "Кий", 2009, 607 с.;
  2. Официальный сайт ОАО "Львовский автобусный завод";
  3. Официальный сайт ГП "Завод Электротяжмаш";
  4. Киевский трамвайный форум;
  5. Материалы харьковских СМИ.

Технические характеристики троллейбуса ЛАЗ-Е301

Габаритные размеры
Длина (без учета токоприемников), мм 18750
Длина (с учетом токоприемников), мм 19500
Ширина, мм 2550
Высота по крыше (без учета электрооборудования), мм 2900
Высота с учетом электрооборудования, мм 3500
Расстояние между первой и второй осью, мм 5800
Расстояние между второй и третьей осью, мм 6850
Высота уровня пола, мм 350
Масса и пассажировместимость
Cнаряженная масса, кг 17710
полная масса, кг 30000
пассажировместимость, чел.  
полная 180
мест для сидения 46
Двигатель и система управления
  Е301D1Е301D1(D2)Е301D1(D3)E301A1E301A1-02
модель двигателя ЭД-139АУ2ЭД-139АУ2ЭД-139АУ2ДТА-2У1ДТА-5У1
мощность, кВт 140x2140x2140x2180120x2
система управления транзисторная Cegelec СВС 062LTCegelec СВС 062LTЧергос ПТКД-203М-170М2ЭПРОТЭТ-180-2ЭПРОТЭТ-180-2
Ходовая часть
подвеска пневматическая зависимая с системой поднимания
и опускания кузова (kneeling)
передняя ось кованая балка U-образной формы, ZF RL-85A (Германия)
ведущий мост портального типа, ZF AV 132/80 (Германия)
 
рулевой механизм c гидроусилителем, ZF Servocom 8098 (Германия)
тормозная система двухконтурная, пневматическая
тормозные механизмы дисковые, вентилируемые
максимальная скорость, км/час 55
размер шин 11/70R22.5