Метро. Станции и сооружения. Станция "Метростроителей"
Общие сведенияИсторияХроникаСхемыСтанции и сооруженияПодвижной составСтатистикаАудиоДокументы, книги, публикацииКонтакты ]

ОписаниеМаршруты городского транспортаФотогалерея (4)Новости по теме (47)

>> Пересадка на станцию "Спортивная" <<
>> К списку станций <<
На станцию "Защитников Украины" >>


Линия: Алексеевская линия
Дата открытия: 06.05.1995
Проектные названия: Спортивная-2, Плехановская
Бывшее название: Метростроителей им. Г.И. Ващенко (07.2000 - 17.05.2016)
Архитекторы: Спивачук В.А, Карпенко И.Т.
Инженеры: Денисюк Р.И, Коба Л.В.
Тип станции: Колонная, мелкого заложения
Количество вестибюлей: 1
Количество эскалаторов: 9
Мобильная связь: Kyivstar
Первый/последний поезд до станции:  
Алексеевская: 6:03 / 0:02
Маршруты городского транспорта :(просмотреть более подробный перечень...)
Трамвай: 5
Автобус: 232э, 251э, 260э
Ближайшие конечные остановки городского транспорта :Ст. м. "Метростроителей"

Расположена на пересечении улиц Плехановская и Державинская и совместно со "Спортивной" образует пересадочный узел между Холодногорско-Заводской и Алексеевской линиями.

Станция открытого способа работ, колонного типа, сооружена из сборных железобетонных конструкций на монолитном основании. Стены основных пассажирских помещений облицованы белым и серым мрамором, полы - из полированных плит гранита. На путевых стенах применены металлоэмалевые плитки зеленого цвета в комбинации с пластмассовыми элементами. Полы пешеходных элементов - мозаичные, стены покрыты керамической плиткой.

По своему конструктивному решению станция не имеет аналогов в харьковском метрополитене. Шесть эскалаторных лент (по три с каждой стороны) ведут из центрального зала станции в огромный вестибюль, расположенный прямо над платформой. Эскалаторы сходятся к центру вестибюля, где начинается подземный переход на станцию "Спортивная" Холодногорско-Заводской линии, а по бокам от эскалаторов расположены АКП двух выходов самой станции. Служебные помещения находятся на балконах над путевыми участками центрального зала.

Таким образом, центральный зал станции вместо привычных торцевых лестниц/эскалаторов имеет глухие стены, в то время как эскалаторы находятся посредине платформы. Не беремся судить, насколько правильной является подобная конструкция станции, но узкие участки платформы по бокам от эскалаторов несомненно создают большие неудобства для пассажиров и даже представляют собой опасность - ведь в случае давки кто-то может попросту упасть на рельсы.

Пересадочный узел обладает сложной системой подземных переходов, подробнее о которых написано в статье о станции "Спортивная". Особенностью этих переходов является то, что подземные переходы северного вестибюля станции "Метростроителей им. Г.И. Ващенко" и восточного вестибюля станции "Спортивная" представляют собой единое целое. Кроме того, ранее были соединены межстанционный подземный переход и переход северного вестибюля станции "Метростроителей им. Г.И. Ващенко", где были установлены АКП, но сейчас эта перемычка закрыта. В переходе по направлению от станции "Спортивная" к станции "Метростроителей" находится трехленточный эскалатор.

В 1997 году, буквально через два года после открытия перехода, в нем появились течи грунтовых вод. Вода попадала на эскалатор в переходе. Сначала было предложено устроить громадный металлический декоративный зонт над эскалатором и собирать ее. Но подобный вариант позже отвергли - он был слишком дорогим и неэффективным. Течи грунтовых вод были остановлены методом инъектирования. Стали сверлить шпуры глубиной до 15 метров и нагнетать в них цементный раствор с жидким стеклом для ускорения схватывания. Проникая в землю, такой раствор заполняет все пустоты. Постепенно, в течении двух лет, планируемые работы были выполнены и течи на пересадочном узле прекратились.

Проектное название станции было "Плехановская", но при открытии оно было заменено на "Метростроителей", что само по себе являлось топонимическим казусом, так как улица с таким именем находится в противоположной части города. А в июле 2000 года к названию станции добавили "именную" часть. Изначально станцией "Имени Г.И. Ващенко" планировали назвать "Индустриальную", но потом от идеи такого переименования отказались, а имя первого секретаря обкома Компартии Украины решили увековечить в подобной "приставке" к названию станции "Метростроителей". Спустя 16 лет, 17 мая 2016 года в рамках закона "Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрета пропаганды их символики" станции было возвращено изначальное название - "Метростроителей"

В настоящее время станция является тупиковой на Алексеевской линии. В будущем первый и второй тупики продлят линию на юг, к станции "Одесская" и далее к аэропорту, если этому не помешает родившаяся недавно идея городских властей заменить метрополитен на данном участке скоростным трамваем. А тупик № 3 является продолжением соединительной ветки с первой линией через станцию "Проспект Гагарина". В четвертом же тупике предусматривается проведение профилактического технического обслуживания подвижного состава.

© Андрей Бутковский, 2016


Общие сведенияИсторияХроникаСхемыСтанции и сооруженияПодвижной составСтатистикаАудиоДокументы, книги, публикацииКонтакты ]