Метро. Станции и сооружения. Станция "Спортивна"
Общие сведенияИсторияХроникаСхемыСтанции и сооруженияПодвижной составСтатистикаАудиоДокументы, книги, публикацииКонтакты ]

ОписаниеМаршруты городского транспортаФотогалерея (13)Новости по теме (75)

<< На станцию "Проспект Гагаріна" >> Пересадка на станцию "Метробудівників" <<
>> К списку станций <<
На станцию "Завод імені Малишева" >>


Линия: Холодногірсько-Заводська лінія
Дата открытия: 23.08.1975
Проектное название: Стадіон
Архитекторы: Плаксиев Ю.А, Спивачук В.А.
Инженеры: Пашков П.Д, Лысенко Е.В.
Тип станции: Односводчатая, Мелкого заложения
Количество вестибюлей: 2
Мобильная связь: Kyivstar, Vodafone
Маршруты городского транспорта :(просмотреть более подробный перечень...)
Трамвай: 8, 27
Автобус: 260

Станция "Спортивная" находится около крупнейшего в Харькове стадиона "Металлист", что оказало определяющее влияние на ее архитектурное решение. По мнению многих специалистов, эту односводчатую станцию можно считать одним из наиболее удачных произведений архитектуры советских метрополитенов.

Ее интерьер напоминает огромный спортивный зал, в котором царит приподнятая обстановка финала крупных состязаний. Наиболее примечательной особенностью этой станции является свод, внутренняя поверхность которого впервые в практике отечественного метростроения выполнена из бетонных объемных элементов. Треугольные пирамиды этих элементов образуют на поверхности свода систему поперечных и диагональных швов. Поперечные швы подчеркивают геометрию свода и выявляют конструктивную основу станции. Диагональные швы еще более расширяют пространство зала, создавая зрительное впечатление необычайной легкости, почти невесомости, свода. И это при том, что каждый из 6200 железобетонных блоков весит 100 килограмм.

Равномерно разбросанные по своду точечные светильники дают интересную картину игры света и тени, подчеркивая архитектурную пластику сводчатого перекрытия. Впечатление праздничности, нарядности усиливает контраст белого свода с блестящей черной лабрадоритовой облицовкой путевых стен. На полу, выстланном из полированных плит красного гранита, вдоль краев платформы - зубчатые линии из светлого камня, как бы отражающие линии сопряжения свода с путевыми стенами. Дополняют интерьер набранные из черных плит узбекистанского мрамора поручни лестниц, ведущих в вестибюли.

В 1995 году станция "Спортивная" стала пересадочной. Переход на станцию "Метростроителей" имеет довольно сложную конфигурацию. Поток пассажиров здесь разделен - переход в направлении "Спортивная-Метростроителей" начинается в центре посадочной платформы, по лестнице спускается вниз, и, делая изгиб, выходит к эскалатору. Через несколько десятков метров за эскалатором, пассажиропотоки соединяются. Встречный переход, по направлению "Метростроителей-Спортивная", выходит непосредственно в восточный вестибюль "Спортивной". При строительстве был использован восточный подземный переход станции, три выхода из которого были закрыты и разобраны. Фактически вся южная часть восточного перехода стала частью перехода со станции "Метростроителей" на станцию "Спортивная". В небольших "карманах", образованных бывшими выходами, сейчас находятся магазины, а ранее один из них был соединен с выходом станции "Метростроителей". В самом переходе стояли кассовые автоматы. Северная часть бывшего перехода имеет отдельный пропускной пункт. Она также соединена с подземным переходом станции "Метростроителей".

В рамках подготовки к чемпионату Европы по футболу Евро-2012, матчи которого должны пройти в нашем городе, в интерьер станции "Спортивная" и ее переходов были внесены изменения. В июе 2009-го года на стенах западного подземного перехода, ведущего к стадиону "Металлист", появились плакаты с фотографиями лучших харьковских футболистов всех лет - с 20-х годов прошлого века и по сей день. А в конце 2009-го года потолок станции был частично покрашен в цвета национального флага Украины. Три чередующиеся желтые и синие полосы проходят по своду в диагональном направлении.

Неподалеку от станции находится один из крупнейших рынков города - Конный и автостанция №3, с которой отправляются пригородные автобусы Волчанского и Змиевского направлений.

© Андрей Бутковский, 2009


Общие сведенияИсторияХроникаСхемыСтанции и сооруженияПодвижной составСтатистикаАудиоДокументы, книги, публикацииКонтакты ]