Метро. Станции и сооружения. Станция "Центральный рынок"
Общие сведенияИсторияХроникаСхемыСтанции и сооруженияПодвижной составСтатистикаАудиоДокументы, книги, публикацииКонтакты ]

ОписаниеМаршруты городского транспортаНовости по теме (22)

<< На станцию "Южный вокзал" >> К списку станций << На станцию "Советская" >>


Линия: Холодногорско-Заводская линия
Дата открытия: 23.08.1975
Проектное название: Коммунальный рынок
Архитектор: Спивачук В.А.
Инженеры: Пашков П.Д., Лысенко Е.В.
Художник: Щеглов А.М.
Тип станции: Односводчатая, мелкого заложения
Количество вестибюлей: 2
Количество эскалаторов: нет
Мобильная связь: Kyivstar
Первый/последний поезд до станции:  
Пролетарская: 6:08 / 0:07
Холодная гора: 6:04 / 0:26
Маршруты городского транспорта :(просмотреть более подробный перечень...)
Трамвай: 12, 20
Троллейбус: 11
Автобус: 15, 40э, 61э, 67э, 112э, 202э, 221э, 231э, 238э, 246э, 254э, 278э, 291э
Ближайшие конечные остановки городского транспорта :Благовещенский собор (Центральный рынок), Ст. м. "Центральный рынок", Центральный рынок (ул. Энгельса)

Станция "Центральный рынок" расположена в центральной части города и названа согласно расположенному рядом центральному рынку, называемому также в народе "Благбазом" (сокращенно от "Благовещенский базар"). Первоначально станцию, имевшую проектное название "Коммунальный рынок", предполагалось расположить в районе Благовещенского собора. Но при проведении предварительных изысканий в этом районе выявились неблагоприятные гидрогеологические условия, и трассу пришлось перенести в сторону.

Станция односводчатая, мелкого заложения, перекрыта монолитным железобетонным сводом, возведенным с помощью передвижной опалубки. Благодаря единому монолитному своду, перекрывающему вестибюли и станционный зал, создано огромное пространство. Путевые стены, продолжающие очертания свода, облицованы плитами серого мрамора с резными декоративными вставками в характере украинского растительного орнамента. Рисунок пола платформы, выстланного из полированных плит разноцветного гранита, напоминает ковер. Широкие лестницы в концах платформы ведут в вестибюли, которые продолжают пространство станционного зала. Стены вестибюлей облицованы светло-серым и светло-розовым мрамором.

В результате обильных ливневых осадков, прошедших летом 1996 года, уровень грунтовых вод в районе станции "Центральный рынок" резко повысился - до пяти метров от головок рельсов. Была повреждена платформенная часть станции.

В 1968-1975 годы, когда станция "Центральный рынок" строилась, грунтовые воды были здесь невысоки и никакой угрозы для сооружения не представляли. Тогда и родилось злополучное решение: в целях экономии средств основание сводчатой станции сделать в виде бетонной плиты. В дальнейшем, учитывая опыт метростроения в стране, сводчатые станции строились уже с обратным сводом в основании. Особенность этого свода в том, что он выдерживает значительно большие нагрузки от горного давления грунтовых вод. Начиная с "Советской Армии" все станции Харьковского метрополитена имеют обратный свод, для надежности. Ну а односводчатые станции первой очереди - "Центраьный рынок", "Спортивная", "Московский проспект" - построены по удешевленной технологии.

Реконструкция "Центрального рынка" велась около года, при этом станция продолжала функционировать на протяжении всего этого времени в обычном режиме. В ходе реконструкции под платформу было уложено 404 кубических метра бетона, 35 тонн арматуры, в лотковую часть станции для устранения течей нагнетено 185 тонн цементного раствора. На платформе установили колонны, выполняющие функцию укрепления бетонного основания. Всего на выполнение этих работ было затрачено 2,2 миллиона гривень. Пригруз и установка колонн дали свои результаты - станция вернулась в первоначальное положение, деформации прекратились, движение поездов можно было осуществлять с установленными скоростями.

Так в Харькове появилась уникальная станция колонного типа с односводчатым перекрытием, аналогов которой нет в бСССР, а возможно, и во всем мире. К сожалению, колонны, напоминающие большие торшеры, вносят некоторую дисгармонию в архитектурную композицию станции, так как они облицованы розовым мрамором, а сама станция выполнена в серых тонах. До реконструкции свод украшали изготовленные из листового профилированного алюминия светильники, своей формой напоминающие летящих в небе журавлей.

Станция расположена в районе одного из крупнейших рынков Харькова. Здесь же находится автостанция №2, у которой сходятся пригородные маршруты Золочевского, Богодуховского и Валковского направлений, а также междугородные маршруты, связывающие наш город с населенными пунктами Полтавской и Сумской областей. Возле станции расположено здание управления Харьковского метрополитена, которое соединено со станцией служебным подземным переходом.

© Андрей Бутковский, 2010


Общие сведенияИсторияХроникаСхемыСтанции и сооруженияПодвижной составСтатистикаАудиоДокументы, книги, публикацииКонтакты ]