Новости. Подземное сердце Харькова нуждается в помощи

Официальный сайт КП "Харьковский метрополитен", 27.10.2008.

С наземным Харьковом все понятно: его сердцем порой называют площадь Свободы — самую большую в Европе — и Госпром, состояние этих сооружений окружено всеобщим вниманием. А вот подземное сердце города — Харьковский метрополитен — большинство людей никогда в полном объеме не видело, ведь это — целый подземный город!

Традиционно два раза в год — весной и осенью — в метрополитене проводится осмотр подземных и наземных сооружений. За несколько дней руководство предприятия совместно с ведущими специалистами тщательно обследует все объекты подземки, оценивает их техническое состояние, намечает первоочередные мероприятия по устранению недостатков, накопившихся за 40-летнюю историю предприятия. В одном из этапов осмотра в этом году принял участие начальник управления промышленности, транспорта и связи Харьковской облгосадминистрации Владилен Вавилов. Вместе с ним на инспектировании тоннелей и всего оборудования подземки были начальник ГП «Харьковский метрополитен» Геннадий Броншпак и его первый заместитель Михаил Пилипчук, руководители ряда служб и подразделений предприятия.

Еще одна проблема станции «Проспект Гагарина» — постоянные подтопления. Фактически, это сооружение построено на месте болота, так что борьба с грунтовыми водами здесь ведется круглосуточно со дня открытия. То тут то там появляются течи, которые необходимо в сжатые сроки ликвидировать, ведь страшно даже подумать, что произойдет, если вода зальет высоковольтное энергооборудование… Со времени строительства станции появились новые гидроизоляционные технологии, разработаны новые подходы к защите от воды. Но все они требуют значительных затрат…

Есть у станции и новые, современные проблемы. Вокруг нее плотным кольцом сомкнулись коммерческие структуры: магазины, киоски, кафе. К сожалению, далеко не все коммерсанты отличаются чистоплотностью. Прямо на территорию метрополитена сотрудники некоторых предприятий сбрасывают кучи мусора, упаковку от проданных товаров, различные отходы. Разумеется, такое отношение добрососедским не назовешь… А порой коммерческие киоски и павильоны строят практически вплотную к метрополитеновским объектам. Такую же ситуацию члены комиссии увидели у станции «Холодная Гора», аналогичные проблемы — у большинства других станций метрополитена.

А у платформы «Проспекта Гагарина» членов комиссии уже ждала «рабочая лошадка» метрополитена — дрезина. На предприятии насчитывается 4 мотодрезины. Первая из них поступила в 1969 году, самая молодая — в 1975. О новой дрезине метрополитеновцы при нынешнем недофинансировании предприятия даже не мечтают. Мало кто из харьковчан знает, что доступные их взорам вестибюли да перроны — лишь мизерная часть гигантской махины под названием метро. К примеру, станция метро «23 Августа» имеет 130 помещений, в большинстве из которых никогда не ступала нога пассажира. Там, в огромном подземном комплексе, существуют и рабочие кабинеты сотрудников, и помещения электроподстанций, и комнаты для оборудования связи, и даже душевые кабины, чтобы работники могли уйти домой чистыми и опрятными.

А еще под землей располагаются гигантские, в несколько человеческих ростов, вентиляторы, благодаря которым на подземную магистраль всегда нагнетается чистый и свежий воздух, нет запаха затхлости и сырости, как в обычных подземельях. Увы, «вентиляторы-гиганты», установленные 30 с лишним лет назад, тоже нуждаются в ремонте и обслуживании. Время и влага неуклонно делают свое черное дело: эрозия конструкций подтачивает и оборудование вентиляционных шахт, и специальные кабельные муфты, и приборы управления вентиляцией. Кстати, такие приборы, которые установлены на шахтах первой линии Харьковского метрополитена, уже не выпускаются, запасных частей к ним достать невозможно. Еще несколько лет — и придется покупать новые, очень-очень дорогие. А вместе с ними — заменять и тысячи километров кабелей, множество разнообразных узлов и деталей…

Очень остро сегодня стоит в метрополитене и проблема замены рельсов. Есть ежегодные планы, и они выполняются. Но специалисты говорят, что есть места, где старые рельсы надо было бы поменять побыстрее. Коррозия, вибрация, агрессивность среды — все это отражается на состоянии железнодорожного полотна. Есть проблемы и со стрелочными переводами. За время эксплуатации на некоторых из них стали появляться микротрещины. Пока что они не представляют угрозы для безопасности движения. Но в любое время ситуация может усугубиться, и замену придется проводить в сжатые сроки. А стоит каждый такой узел около полумиллиона гривень! К тому же установленные на каждой стрелке механизмы стрелочных переводов уже устарели, новые, современного образца, выпускаются в Российской Федерации, на их приобретение у метрополитена также не хватает средств. За день такой механизм срабатывает до 1000 раз, так что его необходимо постоянно обслуживать, нельзя допустить возникновения ошибки в работе!

Есть в метрополитене и проблемные участки. Так, тупик близ станции Исторический Музей практически постоянно подтапливают грунтовые воды. Проблему приходится решать ситуативно, на масштабные действия у предприятия нет денег. А соединительный тоннель между станциями «Метростроителей им. Г.И. Ващенко» и «Проспект Гагарина» был построен так, что в нем постоянно происходят процессы коррозии. Стены этого участка имеют ярко-ржавый цвет. Необходимо проводить огромные по объему работы: антикоррозионную обработку объекта. Затраты — колоссальны… Вызывает опасения у специалистов и «Тоннель в будущее» — так называют сотрудники предприятия недостроенную ветку, которая должна будет соединить станцию метро «Метростроителей им. Г.И. Ващенко» с Аэропортом. Строители начали прокладывать туннель, а потом бросили его, думая, что работы вот-вот возобновятся. Законсервирован он не был, поэтому там сейчас все время скапливается вода, происходят нежелательные процессы. Профессионалы говорят: если в течение ближайших лет строительные работы тут не возобновятся, тоннель может даже обвалиться…

На десятках подобных проблем сосредоточили свое внимание участники осмотра. И, вместе с тем, в ходе обследования было отмечено, что специалисты служб подземки постоянно прилагают колоссальный труд по обеспечению эксплуатационной надежности транспортной магистрали, они сделали все, что необходимо для качественной подготовки предприятия к работе в зимних условиях. Все помещения станций, тоннелей и подсобных территорий вымыты, выдраены, отремонтированы по максимуму возможного. Везде — чистота и порядок. Все, даже самые устаревшие приборы — функционируют, находятся под постоянным контролем специалистов.

Подводя итог мероприятия, Владилен Вавилов сказал: «Нельзя говорить с предприятием на одном языке, пока не познакомишься с его деятельностью в полном объеме. Именно поэтому я сегодня принял участие в осмотре, лично ознакомился с положением дел в метрополитене. Хочу отметить, что этот вид транспорта — специфический. Здесь нельзя подходить так, что когда лопнет колесо — его заменят. Здесь просто нельзя допустить, чтобы когда-нибудь, условно говоря, «лопнуло колесо». А для этого специалисты здесь работают круглосуточно, все делается заранее, продуманно. Мы должны сделать все возможное, чтобы метрополитен и в дальнейшем оставался надежным и комфортным видом транспорта!»

ГП «Харьковский метрополитен»

Разделы по теме:
Рубрики:   Метро
Линии метро:   Алексеевская линия
Станции и объекты метро:   "Холодная гора", "Проспект Гагарина", "Исторический музей", "Метростроителей", "23-го Августа"

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.