Метро. Станции и сооружения. Станция "Университет"
[ Общие сведения | История | Хроника | Схемы | Станции и сооружения | Подвижной состав | Статистика | Аудио | Документы, книги, публикации | Контакты ]
Описание | Маршруты городского транспорта | Фотогалерея (9) | Новости по теме (153)
![]() |
||
<< На станцию "Исторический музей" | >> Пересадка на станцию "Госпром" << >> К списку станций << |
На станцию "Пушкинская" >> |
![]() |
Линия: | Салтовская линия |
---|---|
Дата открытия: | 10.08.1984 |
Проектное название: | Площадь Дзержинского |
Бывшее название: | Дзержинская (до 27.08.1991) |
Архитекторы: | Спивачук В.А, Чечельницкий П.Г, Карпенко И.Т. |
Инженеры: | Пашков П.Д, Варич А.В, Бишоф Т.Е. |
Художники: | Новоселова-Хмельницкая А.Н, Хмельницкий А.А, Чернова Г.Д, Гутник В.Е, Литвинов В.А, Литвинова Р.Р. |
Тип станции: | Колонная, Мелкого заложения |
Количество вестибюлей: | 2 |
Количество эскалаторов: | 5 |
Мобильная связь: | Kyivstar, Vodafone |
Первый/последний поезд до станции: | |
Героев Труда: | 6:09 / 0:27 |
Исторический музей: | 5:58 / 0:18 |
Маршруты городского транспорта : | (просмотреть более подробный перечень...) |
Троллейбус: | 18, 55, 119 |
Автобус: | 31э, 33э, 47э, 62э, 78э, 96э, 97э, 270э, б/н (Экопарк-1) |
Ближайшие конечные остановки городского транспорта : | Пл. Свободы (Ст. м. "Госпром"), Ст. м. "Университет" (Просп. Независимости) |
Станция расположена под площадью Свободы - крупнейшей площадью в Европе и парадной площадью Харькова, окруженной монументальными зданиями. Крупный архитектурный масштаб станции, строгие формы, отделка светлым мрамором соответствует тому месту, которое она занимает.
Двухъярусная станция колонного типа построена по индивидуальному проекту и уникальна по своим конструктивным и объемно-планировочным решениям. Ширина ее платформы увеличена до 13 метров, так как посередине платформы находится переход на станцию "Госпром" Алексеевской линии метрополитена. Изначально переход планировали оборудовать эскалаторами в центральной части платформы станции "Университет", но строительство станции "Госпром" велось во время экономического кризиса, поэтому проект перехода был удешевлен и эскалаторные спуски при строительстве были заменены обычными лестницами.
Высота станции "Университет" также на два метра больше, чем у типовых станций. По оси центрального зала с шагом 12 метров в монолитном бетоне выполнены купола диаметром 6 метров для размещения светильников. Каждый блок купола весит свыше 120 тонн. Массивные светильники-люстры дополняют впечатление монументальности станции.
Над станционными путями сооружены два балкона. На одном из них размещаются служебные помещения, второй до начала 90-х годов использовался в качестве подземного перехода под площадью, по которому пассажиры могли попадать из одного вестибюля в другой, минуя станционную платформу и АКП. Но с начала 90-х переход был закрыт для постоянного использования, и сейчас он функционирует лишь несколько раз в год во время проведения в нем выставок-ярмарок, ставших уже традиционными.
До строительства станции "Университет", под площадью Свободы - самой большой площадью Европы - проседал грунт. При строительстве метро метростроевцы положили под площадь бетонное основание, и теперь о ней не приходится беспокоиться.
Станция имеет два вестибюля с разветвленной системой подземных переходов. В переходах размещены многочисленные магазины. Интересно также решение одного из выходов, где установлены две эскалаторные ленты, работающие на подъем. Этот выход расположен в небольшом скверике на перекрестке улицы Сумской и проспекта Независимости. Это единственный остекленный выход на станции, поэтому он получил народное название "Стекляшка". Станция "Университет" соединена также секретным подземным переходом со зданием облгосадминистрации и объектом ГО - "бункером" для руководства города и области, построенным в период "холодной войны".
До 1991 года станция, равно как и площадь, под которой она находится, носили имя Ф. Э. Дзержинского. Cвое нынешнее название, связанное с располагающимся на площади Харьковским Национальным Университетом (ХНУ) им. В.Н. Каразина, станция получила буквально через несколько дней после провозглашения независимости Украины. 27 августа 1991 года согласно распоряжению № 563 Исполнительного комитета Харьковского городского совета народных депутатов с карты города были убраны все топонимы, связанные с именем основателя ВЧК и одного из организаторов "красного террора". Помимо станции метро были переименованы одноименная площадь (ныне - площадь Свободы) и улица (Мироносицкая). Соответствующие изменения были внесены и в наименования остановок наземного транспорта. Вскоре на станции было демонтировано монументальное горельефное изображение Дзержинского.
Впрочем, "Железный феликс" был не единственным "железным" персонажем, чье скульптурное изображение было помещено на станции. В августе 2009 года в подземном переходе возле северного вестибюля станции была установлена скульптурная композиция, посвященная изнурительному труду работников метрополитена. Она была изготовлена в мастерских метрополитена из отслуживших свое частей эксалаторов, вагонов и прочего оборудования метрополитена и изображала "железного человека" проткнутого рельсом. Скульптура вызвала достаточно большой резонанс, учитывая лоббирование руководством метрополитена повышения стоимости проезда в метро. Спорным было и место размещения скульптуры, так как она могла создать неудобства в случае экстренной эвакуации пассажиров. Скульптура была демонтирована в феврале 2010 года, что было сделано, согласно заявлению руководству метрополитена, по просьбе одного из пассажиров.
25 января 2011 года, в день Св. Татьяны, на станции открыли барельеф этой христианской святой, которая считается покровительницей студентов. Скульпутрное изображение установлено в западном вестибюле, выходы из которого ведут в сторону ХНУ им. В.Н. Каразина. Литой бронзовый барельеф расположен в нише с желтой подсветкой на стене бывшей кассы метрополитена. В руках святая Татьяна держит свиток, на котором написано начало молитвы «Символ веры». Авторы барельефа – группа молодых художников-монументалистов Роман Минин, Роман Блажко и Антон Шестаков.
Традиционно площадь Свободы является местом проведения рождественской ярмарки и встречи харьковчанами Нового Года. Здесь же устанавливают главную елку города. Однако в канун нового, 2023-го года, подобные массовые мероприятия на главной площади прифронтового Харькова оказались невозможны из соображений безопасности. Тем не менее, главная новогодняя елка города все же была установлена, но не на площади, а под ней! В начале декабря 2022 года на платформе станции "Университет" была установлена ель высотой 5,5 метра.
© Андрей Бутковский, 2022