Автостанція №1 "Автовокзал"
Общие сведенияХроникаГородские маршрутыПригородные и междугородниеПодвижной составКонтакты ]

ОписаниеРасписаниеНа картеФотогалерея (76)Новости по теме (102)

Адрес: Проспект Гагаріна, 22
Телефон: +38(050)4068604
Станции метро*"Левада"
Направления:  
- международные: Польща, Німеччина, Чехія, Італія, Туреччина, Грузія. Болгарія
- междугородние: Полтавський, Дніпровський, Краматорський, Сумський
- внутриобластные: Красноградський, Борівський
- пригородные: -

Автостанция №1 "Автовокзал" - центральная автостанция Харькова. Через нее курсируют большинство междугородних автобусных маршрутов. Находится на проспекте Гагарина рядом со станцией метро "Проспект Гагарина" и железнодорожной станцией "Харьков-Левада".

История автостанции

Первые междугородные автобусные линии, соединявшие Харьков с соседними городами, появились еще в конце 20-х – начале 30-х годов прошлого века. Но долгое время в городе не существовало специального здания автовокзала, а большинство междугородных автобусов отправлялись с площади Тевелева (ныне – Конституции), где в июле 1950 года открылась первая в городе междугородная автостанция. В 1957 году отсюда отправлялись автобусы в Киев, Симферополь, Ялту, Днепропетровск, Запорожье, Ворошиловград (Луганск), Сталино (Донецк), Москву, Ростов-на-Дону, а также внутриобластные автобусы Харьков-Красноград и Харьков-Липцы. Но уже к середине 50-х годов стало ясно, что автовокзалу не место на центральной площади такого большого города, как Харьков. 24 марта 1954 года Харьковский горисполком принял решение № 318 о выделении участка земли площадью 1 га по улице Змиевской (ныне - проспект Гагарина) для строительства автовокзала. Главным управлением автотранспорта была утверждена смета на строительство в сумме 3206 рублей

Новое здание автовокзала возвели в начальной части улицы Змиевской на изломе между площадью Руднева (Героев Небесной Сотни) и улицей Кирова (Молочная). Здание автовокзала расположилось по соседству с железнодорожным вокзалом Харьков-Левада. Змиевская улица в то время активно реконструировалась, так как она являлась основным путем от аэропорта к центру города. Новый автовокзал, закрывавший собой неприглядные бараки, окружавшие станцию Левада, пришелся здесь как нельзя кстати.

В 1958 году автовокзал был открыт. Трехэтажное здание было сооружено по проекту архитектора А.Г. Крыкина в характерном для 50-х годов стиле – с использованием элементов классических архитектурных форм. Фасад здания имеет форму вогнутой дуги, разделенной пилястрами на три пролета. Оконные проемы, размещенные между пилястрами, объединены арками. С тыльной стороны расположены платформы и площадка отстоя автобусов.

В 1975 году невдалеке от автовокзала открылась станция «Проспект Гагарина» первой очереди Харьковского метрополитена, а вместо окружавших его с северной сторон бараков появилась широкая пробивка проспекта Гагарина (ныне – ул. Вернадского).

Изначально новый автовокзал был рассчитан всего лишь на 80 отправлений в сутки и обслуживание 2000 пассажиров в сутки. Однако уже к 1975 году количество отправлений превысило 350, и это при том, что автовокзал уже давно использовался только для обслуживания междугородных рейсов дальнего следования. Стала очевидной необходимость строительства нового, более вместительного автовокзала. К 1987 году институт «Харьковпроект» подготовил проект нового автовокзала на развилке Киевской и Сумской трасс. Его строительство было запланировано во второй половине 90-х годов, одновременно с продлением Холодногорско-Заводской линии метро в западном направлении. Но распад СССР помешал этим планам осуществиться.

Во второй половине 90-х фирма «Лоск» - собственник одноименного авторынка, расположенного в районе Песочина, заявила о своих планах спонсировать строительство нового автовокзала и продление к нему линии метро. Но данный проект также оказался нежизнеспособным. В очередной раз СМИ заговорили о создании нового автовокзала на западной окраине Харькова в 2006 году, когда АОЗТ «Гея» заявило о своих планах строительства автовокзала на улице Полтавский Шлях невдалеке от станции метро «Холодная Гора», на месте бывших казарм танкового училища. Однако пока что на этой площадке построен лишь рынок. Ну а междугородные автобусы по-прежнему продолжают прибывать и отправляться с маленького вокзала в центре города.

© Андрей Бутковский, 2007.

Источники:

  1. Харьков. Архитектура, памятники, новостройки - Х.: Прапор, 1987 - 152 с.;
  2. "Харьков. Справочная книга", Харьковское областное издательство, 1957 г.;
  3. Материалы газеты «Вечерний Харьков».

Общие сведенияХроникаГородские маршрутыПригородные и междугородниеПодвижной составКонтакты ]