Метро. Станции и сооружения. Станция "Академика Барабашова"
[ Общие сведения | История | Хроника | Схемы | Станции и сооружения | Подвижной состав | Статистика | Аудио | Документы, книги, публикации | Контакты ]
Описание | Маршруты городского транспорта | Новости по теме (89)
![]() |
||
<< На станцию "Киевская" | >> К списку станций << | На станцию "Академика Павлова" >> |
![]() |
Линия: | Салтовская линия |
---|---|
Дата открытия: | 10.08.1984 |
Проектное название: | имени Барабашова |
Бывшее название: | Барабашова |
Архитекторы: | Спивачук В.А, Чечельницкий П.Г, Карпенко И.Т. |
Инженеры: | Варич А.В, Пашков П.Д, Черняковская З.Д. |
Художники: | Тищенко Г.В, Пронин А.Ф. |
Тип станции: | Колонная, Мелкого заложения |
Количество вестибюлей: | 2 |
Количество эскалаторов: | 3 |
Мобильная связь: | Kyivstar |
Первый/последний поезд до станции: | |
Героев Труда: | 5:54 / 0:35 |
Исторический музей: | 5:49 / 0:10 |
Маршруты городского транспорта : | (просмотреть более подробный перечень...) |
Трамвай: | 16, 16-А, 27 |
Троллейбус: | 24, 56, 267 |
Автобус: | 10э, 38э, 81э, 83э, 121э |
Ближайшие конечные остановки городского транспорта : | Ст. м. "Академика Барабашова" |
Станция расположена у пересечения Юбилейного проспекта и улицы Академика Павлова. Изначально станция называлась "Барабашова", но в ноябре 2003 года название стало длиннее - "Академика Барабашова". С одной стороны, новое переименование защищает имя выдающегося ученого-астронома, которое теперь у большинства харьковчан связывается с рынком, расположенным возле станции метро, с другой стороны - следующая станция на линии называется "Академика Павлова" и два похожих названия привносят некоторую сумятицу.
Станция "Академика Барабашова" оригинальна в конструктивном плане. Колонная станция мелкого заложения построена из железобетонных конструкций. Она отличается увеличенным в продольном направлении шагом колонн, имеющих V-образную форму. Шаг колонн здесь составляет 9 метров (на других колонных станциях - 6), за счет чего количество опор уменьшилось в полтора раза. Такая конструкция придает платформе простор, а помещению пассажирского зала - объемность, делает выход из поездов намного удобнее.
Потолок распределительного зала оснащен овальными нишами и ребристыми плитами. Стыки между разными конструкциями совпадают с развилкой колонн. Единый ансамбль разных железобетонных конструкций придает станции особенный уют. Путевые стены оснащены металлоэмалевыми объемными элементами голубого цвета. V-образные колонны станции украшены белым мрамором, пол платформы - светло-серым гранитом и черным лабрадоритом, стены вестибюля - серым уфалейским мрамором.
Художественный облик станции раскрывают витражи в вестибюле станции на тему о строении мироздания и его познании авторства харьковских художников Александра Пронина и Галины Тищенко. До конца 90-х годов оригинальные маленькие витражи, стилизованные под иллюминаторы с изображением знаков зодиака находились также в восточном переходе станции. К подобному дизайнерскому решению прибегли чтобы разнообразить стены длинного перехода, покрытые однообразной керамической плиткой. За счет витражей подземный переход имел оригинальный вид, напоминая коридор космического звездолета из фантастических фильмов. Однако дикая коммерция 90-х не оставила места исскуству. Переход был полностью застроен киосками, а витражи - разбиты. Позже выемки в стенах на месте витражей были замазаны цементом.
С 1984 по 1986 года станция была конечной на Салтовской линии и к ней сходились маршруты наземного транспорта со всей Салтовки. После открытия трех новых станций в 1986 году пассажиропоток на "Академика Барабашова" упал - с тех пор к ней осуществляется подвоз пассажиров наземным транспортом только из микрорайонов, расположенных вдоль Юбилейного проспекта. Но в 1995 году рядом со станцией был открыт оптовый вещевой рынок, который в скором времени стал крупнейшим рынком восточной Украины. В 2005 году среднесуточный пассажиропоток на станции составил 64 тыс.чел., что являлось одним из наибольших показателей по харьковскому метрополитену.
Западный вестибюль станции "Академика Барабашова" до строительства рынка активно использовался лишь в 1984-1986 гг. Тогда возле его двух выходов, ведущих в северо-западном направлении, находилась конечная нескольких автобусных маршрутов, шедших вглубь Салтовского массива. С продлением линии метро в 1986 году автобусные маршруты от станции "Академика Барабашова" были отменены и выход, расположенный посредине пустыря, оказался практически ненужен. Тем не менее, западный вестибюль станции оставался открытым для редких пассажиров. Ситуация изменилась в середине 90-х, с появлением первых торговых площадок рынка "Барабашово". А в начале "нулевых" рынок раззросся настолько, что понадобился дополнительный выход из подземного перехода, примыкающего к западному вестибюлю. Выход в юго-западном направлении существовал в изначальном проекте станции, Под него даже был проложен участок подземного тоннеля под улицей Амурской, но сам выход не был сделан за ненадобностью. Весной 2005 года строительство выхода было проспонсировано владельцами рынка "Барабашово" - концерном АВЭК. Новый выход ведет к торговой площадке "Лужники", строительство которой на месте снесенных кварталов одноэтажной застройки было закончено чуть ранее.
Станция имеет разветвленное путевое хозяйство. С западной стороны к главным путям примыкает служебная ветвь в электродепо "Салтовское". С восточной стороны до 2016 года находился съезд, выполнявший роль тупиков конечной станции в 1984-1986 гг. Позже через съезд также неоднократно оборачивались составы, в частности, в экстренных ситуациях, когда по техническим причинам движение до станции "Героев Труда" было невозможно. В 2001-2002 годах часть поездов Салтовской линии в дневное время оборачивалась через этот съезд, следуя по укороченному маршруту "Исторический музей - Барабашова". В начале 2016 года стрелочные переводы на этом участке были демонтированы для уменьшения износа ходовых частей вагонов. Таким образом была утеряна возможность быстрого оборота составов по станции "Академика Барабашова" в экстренных ситуациях.
Значительную сложность при строительстве представлял участок между станциями "Академика Барабашова" и "Академика Павлова" - в зоне перехода линии из поймы в надпойменную террасу. Здесь на протяжении 240 погонных метров тоннели сооружались на железобетонных сваях, погруженных до водоупора на глубину 11 метров с последующим устройством на них железобетонной плиты основания, на котором монтировались конструкции тоннеля. Сборные конструкции тоннеля монтировались прямо на поверхности, после чего были присыпаны землей. Сейчас эту насыпь над наземными тоннелями метро можно увидеть с левой стороны улицы Академика Павлова за Барабашовским рынком.
© Андрей Бутковский, 2016