Новости. Такой надежный "Монолит"

Газета "Метрополия", 08.04.2005.

Разработанная специалистами Харьковского метрополитена технология "заклеивания" протеканий в тоннеле опробована в Киевском метрополитене

Восемь лет назад она создавалась совместно с учеными Института химии высокомолекулярных соединений НАН Украины.

- Тогда, - рассказывает начальник службы пути и тоннельных сооружений Николай Филиппович Макеев, - возникла проблема в тоннеле между станциями "Центральный рынок" - "Южный вокзал". При строительстве этого перегона в 1972-73 гг. в обводненных и водонасыщенных грунтах тоннель был возведен из железобетонных блоков. В то время уровень грунтовых вод позволял это сделать. Однако спустя некоторое время уровень грунтовых вод в Харьковской области поднялся от трех до пяти метров в разных районах, и это привело к тому, что станция "Центральный рынок' "всплыла". А на перегоне от "Центрального рынка" до "Южного вокзала" уровень воды поднялся до верхнего замка тоннельной обделки. В этом районе проходит старое русло реки, под тоннелем - 13-17 метров лёсовых грунтов в разжиженном состоянии. Они могут проникнуть через обделку тоннеля, если она нарушена, а это может привести к большим неприятностям, угрозе безопасности перевозок. На этом участке было четыре серьезных прорыва из-за разгерметизации обделки.

- Почему же не были применены необходимые технологии непосредственно во время строительства?

- Грунты в том районе не пропускает цементно-водные составы. Поэтому нам срочно нужно было думать о том, как их закреплять, как создать оболочку между грунтом и сооружением, чтобы она защитила тоннель от прорывов, уменьшила попадание воды, препятствовала появлению электрокоррозии.

Работники службы ПТС обратились за помощью в Киевский метрополитен, они связали нас с учеными Института химии высокомолекулярных сообщений НАН Украины. Представители Киевского института приехали в Харьков, и мы совместно принимали решение о технологии производства работ: как закрепить грунт именно этого массива. Ведь правильность лабораторных опытов не всегда подтверждается на месте неполадки. Я тогда был главным инженером. Активно работали старший мастер Николай Лашко, мастер Николай Цвигун. В 1997 году нам был предложен материал "Монолит" - полимерная композиция, которая способна проникнуть туда, куда заказан путь водно-цементным растворам. Вода для нее - не враг, а ускоритель химической реакции. Материал вводится за обделку тоннеля и при взаимодействии с водой увеличивается в 3-4 раза, превращаясь в пленку. В жидком состоянии он имеет удельный вес 1,17, и способен опускаться вниз. После начала полимеризации создается пена, удельный вес снижается до 0,9 и он опять всплывает вверх, заполняя все трещины и пустоты.

- Каково состояние проблемного участка сегодня?

- 70% необходимых работ на этом перегоне выполнены, а общая протяженность проблемного участка немалая - 420 метров тоннеля по обоим путям. Контрольное бурение показало, что на потенциально опасных местах пленка "Монолита" надежна. Значительно уменьшилось количество протечек, снизилась электрокоррозия. Раньше в микротрещины попадал песок, сейчас мы об этом забыли.

Для работ с "Монолитом" мы не нанимаем подрядчиков, как это делают в некоторых других метрополитенах. У нас работает своя бригада: обучили людей, создали "костяк". Постепенно научили этим операциям работников других участков.

- Новая технология используется на других участках?

- Мы применяли ее на перегоне "Спортивная - Проспект Гагарина", на "Южном вокзале", где над АКП протекал "холодный" шов, когда асфальт на Привокзальной площади заменили тротуарной плиткой. Закрыть этот шов смогли только "Монолитом". Материал этот уникален - с его помощью можно склеить любые конструкции из стекла, металла, бетона, кирпича... Мы даже применили его для склеивания архитектурного свода одной из люстр над эскалатором стации "Университет", не разрушив при этом штукатурный слой. А при подготовке пуска второго участка третьей линии помогли строителям гидроизолировать помещение аккумуляторной на станции "23 Августа", которое всегда должно быть сухим.

Татьяна АРБЕНИНА

Разделы по теме:
Рубрики:   Метро
Линии метро:   Холодногірсько-Заводська лінія
Станции и объекты метро:   "Вокзальна", "Центральний ринок", "Левада", "Спортивна", "Університет", "23 Серпня"

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.