Метро. Станции и сооружения. Станция "Университет"
Общие сведенияИсторияХроникаСхемыСтанции и сооруженияПодвижной составСтатистикаАудиоДокументы, книги, публикацииКонтакты ]

ОписаниеМаршруты городского транспортаФотогалерея (3)Новости по теме (111)

<< На станцию "Исторический музей" >> Пересадка на станцию "Госпром" <<
>> К списку станций <<
На станцию "Пушкинская" >>


Линия: Салтовская линия
Дата открытия: 10.08.1984
Проектное название: Площадь Дзержинского
Бывшее название: Дзержинская (до 1991 года)
Архитекторы: Спивачук В.А, Чечельницкий П.Г, Карпенко И.Т.
Инженеры: Пашков П.Д, Варич А.В, Бишоф Т.Е.
Художники: Новоселова-Хмельницкая А.Н, Хмельницкий А.А, Чернова Г.Д, Гутник В.Е, Литвинов В.А, Литвинова Р.Р.
Тип станции: Колонная, мелкого заложения
Количество вестибюлей: 2
Количество эскалаторов: 5
Мобильная связь: Kyivstar, life:)
Первый/последний поезд до станции:  
Героев Труда: 6:09 / 0:27
Исторический музей: 5:58 / 0:18
Маршруты городского транспорта :(просмотреть более подробный перечень...)
Трамвай: 12
Троллейбус: 2, 18
Автобус: 20э, 33э, 65э, 78э, 88э, 97э, 119э, 202э, 215э, 217э, 245э, 270э, 278э, 296э, 303э, б/н ('Рост'), б/н (Экопарк-1)
Ближайшие конечные остановки городского транспорта :Пл. Свободы (Ст. м. "Госпром"), Ст. м. "Университет" (Выход к ХНУ им. Каразина), Ст. м. "Университет" (Просп. Независимости)

Станция расположена под площадью Свободы - крупнейшей площадью в Европе и парадной площадью Харькова, окруженной монументальными зданиями. Крупный архитектурный масштаб станции, строгие формы, отделка светлым мрамором соответствует тому месту, которое она занимает.

Двухъярусная станция колонного типа построена по индивидуальному проекту и уникальна по своим конструктивным и объемно-планировочным решениям. Ширина ее платформы увеличена до 13 метров, так как посередине платформы находится переход на станцию "Госпром" Алексеевской линии метрополитена. Изначально переход планировали оборудовать эскалаторами в центральной части платформы станции "Университет", но строительство станции "Госпром" велось во время экономического кризиса, поэтому проект перехода был удешевлен и эскалаторные спуски при строительстве были заменены обычными лестницами.

Высота станции "Университет" также на два метра больше, чем у типовых станций. По оси центрального зала с шагом 12 метров в монолитном бетоне выполнены купола диаметром 6 метров для размещения светильников. Каждый блок купола весит свыше 120 тонн. Массивные светильники-люстры дополняют впечатление монументальности станции.

Над станционными путями сооружены два балкона. На одном из них размещаются служебные помещения, второй до начала 90-х годов использовался в качестве подземного перехода под площадью, по которому пассажиры могли попадать из одного вестибюля в другой, минуя станционную платформу и АКП. Но с начала 90-х переход был закрыт для постоянного использования, и сейчас он функционирует лишь несколько раз в год во время проведения в нем выставок-ярмарок, ставших уже традиционными.

До строительства станции "Университет", под площадью Свободы - самой большой площадью Европы - проседал грунт. При строительстве метро метростроевцы положили под площадь бетонное основание, и теперь о ней не приходится беспокоиться.

Станция имеет два вестибюля с разветвленной системой подземных переходов. В переходах размещены многочисленные магазины. Интересно также решение одного из выходов, где установлены две эскалаторные ленты, работающие на подъем. Этот выход расположен в небольшом скверике на перекрестке улицы Сумской и проспекта Правды. Это единственный остекленный выход на станции, поэтому он получил народное название "Стекляшка".Станция "Университет" соединена также секретным подземным переходом со зданием облгосадминистрации и объектом ГО - "бункером" для руководства города и области, построенным в период "холодной войны".

До 1991 года станция, равно как и площадь, под которой она находится, носили имя Ф.Э. Дзержинского. Cвое нынешнее название, связанное с располагающимся на площади Харьковским Национальным Университетом (ХНУ) им. В.Н. Каразина, станция получила буквально через несколько дней после провозглашения независимости Украины. 27 августа 1991 года согласно распоряжению № 563 Исполнительного комитета Харьковского городского совета народных депутатов с карты города были убраны все топонимы, связанные с именем основателя ВЧК и одного из организаторов "красного террора". Помимо станции метро были переименованы одноименная площадь (ныне - площадь Свободы) и улица (Мироносицкая). Соответствующие изменения были внесены и в наименования остановок наземного транспорта. Вскоре на станции было демонтировано монументальное горельефное изображение Дзержинского.

Впрочем "Железный феликс" оказался не единственным "железным" персонажем, чье скульптурное изображение было помещено на станции. В августе 2009 года в подземном переходе возле северного вестибюля станции была установлена скульптурная композиция, посвященная изнурительному труду работников метрополитена. Она была изготовлена в мастерских метрополитена из отслуживших свое частей эксалаторов, вагонов и прочего оборудования метрополитена и изображала "железного человека" проткнутого рельсом. Скульптура вызвала достаточно большой резонанс, учитывая лоббирование руководством метрополитена повышения стоимости проезда в метро. Спорным было и место размещения скульптуры, так как она могла создать неудобства в случае экстренной эвакуации пассажиров. Скульптура была демонтирована в феврале 2010 года, что было сделано, согласно заявлению руководству метрополитена, по просьбе одного из пассажиров.

25 января 2011 года, в День Св. Татьяны, на станции открыли барельеф этой христианской святой, которая считается покровительницей студентов. Скульпутрное изображение установлено в западном вестибюле, выходы из которого ведут в сторону ХНУ им. В.Н. Каразина. Литой бронзовый барельеф расположен в нише с желтой подсветкой на стене бывшей кассы метрополитена. В руках святая Татьяна держит свиток, на котором написано начало молитвы «Символ веры». Авторы барельефа – группа молодых художников-монументалистов Роман Минин, Роман Блажко и Антон Шестаков.

© Андрей Бутковский, 2011


Общие сведенияИсторияХроникаСхемыСтанции и сооруженияПодвижной составСтатистикаАудиоДокументы, книги, публикацииКонтакты ]