Автобус. Подвижной состав. БАЗ-А079 "Эталон"

ОписаниеГородские маршрутыПригородные маршрутыФотогалерея (3133)Новости по теме (94)

Работает на городских маршрутах: 40е, 43е, 75е, 209е, 250е, 258е, 259е. [ Подробный перечень... ]
Работает на пригородных маршрутах: 1159, 1174, 1186, 1193, 1198, 1316, 1603, 1609, 1622, 1625. [ Подробный перечень... ]
Обслуживаемых перевозчиками: ПП "Мереф'янське АТП", ПП "С-Аурум", ПП "Транс-сервіс", ПрАТ "АТП-16329", ТОВ "Експрес", ТОВ "Південбудтранс", ТОВ "Фрегат-К+", ФОП Корнієнко А.М., ФОП Чорний В.О.

История модели

Автобус БАЗ-А079 - первенец автобусного производства Бориспольского автозавода, созданного в пгт. Пролиски Бориспольского района Киевской области на базе автосборочного предприятия "УкрВолгаТехСервис". Последнее занималось сборкой автомобилей "Волга" "Газель" и "Соболь" из нижегородских машкомплектов с конца 90-х годов прошлого века.

Торжественное открытие Бориспольского автозавода состоялось 1 октября 2002 года, тогда же с его конвейера сошли первые два серийных автобуса БАЗ-А079 "Эталон". Сама модель была создана ранее конструкторами ОАО "Укравтобуспром". В мастерских "Укравтобуспрома" было выпущено и некоторое количество опытных образцов. Основными их отличиями от будущих серийных были вклеенные стекла с другим профилем остекления, другие двери с меньше площадью остекления, другая форма бамперов и иные крепления наружных зеркал заднего вида. На капоте опытных автобусов "Эталон" с правой стороны размещалась эмблема ОАО "Укравтобуспром". Один из опытных автобусов был презентован на автосалоне SIA’2002.

Шасси для бориспольского автобуса изготовили индийские партнеры – корпорация TATA Engineering. Эта компания, основанная в 1868 году, является одним из крупнейших в Юго-Восточной Азии производителей и продавцов грузовиков и автобусов. С 1954 года ТАТА сотрудничает с концерном Daimler-Benz (ныне — DaimlerChrysler), занимаясь выпуском грузовиков-среднетоннажников Mercedes-Benz по лицензии.

В 2003-2005 год БАЗ расширил линейку выпускаемой продукции. Появились новые модификации автобуса А079, которые были представлены на автосалоне SIA’2003, включая междугородный автобус с удлиненной колесной базой, а также школьный автобус. Последний был оборудованы проблесковыми маячками на крыше, звуковым сигналом, срабатывающим при открывании дверей, внизу под сидениями были установлены подставки под портфели. В 2004 году БАЗ предствил "младшего брата" модели А079 - укороченный на 1 метр автобус БАЗ-А053. Впрочем машина, которая по замыслу создателей должна была вмещать всего 22 пассажира, не нашла покупателей, ведь большинство перевозчикопв предпочитали использовать БАЗ-2215 и Рута-А048 в этом сегменте рынка, поэтому модель А053 так и осталась опытным автобусом, построенным лишь в двух экземпляра

Расширение модельного ряда и рост спроса на продукцию предприятия вызвал необходимость в увеличении производственных мощностей. Так в августе 2003 года был создан Черниговский автозавод, который вместе с Бориспольским вошел в состав корпорации "Эталон". Позже в корпорацию были также включены такие предприятия как ОАО "Черниговавтодеталь", ООО НТП "Эталон" и ОАО "Стрый-Авто". Черниговский автозавод занимался изначально производством автобусов сверхмалого класса БАЗ-2215, но с ноября 2005 года он также стал выпускать автобусы БАЗ-А079.

С начала 2006 года автобусы БАЗ-А079 стали оснащать двигателем, доведенным до нормативов Евро-2, что привело к изменению индекса выпускаемых модификаций. При этом внешне автобус претерпел лишь незначительные изменения - уменьшилось первое окно салона по левому борту с увеличением межоконной стойки между ним и водительской дверью, в которой стал располагаться воздухозаборник для нового двигателя с турбонаддувом. Также появились вертикальные решетки-воздухозаборники за последним окном по обоим бортам для вентиляции пассажирского салона.

В сентябре 2008 года автобусы городских и пригородных модификаций получили новое имя "Пролисок", а междугородных - "Мальва". Также в 2008-ом году была разработана новая линейка модификаций с двигателем, отвечающим стандарту Евро-3. Эти машины разрабатывались с прицелом на рынок РФ, где уже было принято Евро-3. Однако планам по масштабному выходу на рынок стран СНГ не суждено было сбыться и абсолютное большинство автобусов БАЗ-А079 было реализовано в Украине. В 2010-2012 годах в Россию было поставлено несколько десятков автобусов А079 в городском и междугородном исполнении. Кроме того, около полусотни автобусов БАЗ-А079.32 были поставлены как готовые машкомплекты ООО "Волгабас", которое в дальнейшем реализовало эти машины под маркой Волжанин-3290.10. Также незначительное количество автобусов БАЗ-А079 было продано в Молдавию и Азербайджан.

Разразившийся осенью 2008 года экономический кризис серьезно ударил по отечественному автопрому, не обойдя стороной и корпорацию "Эталон". С декабря 2008 по апрель 2009 года производство автобусов БАЗ-А079 было остановлено. В целом же в 2009-2010годах предприятию удалось реализовать намного меньше машин, чем в предыдущие годы. Тем не менее, в сентябре 2009 года модельный ряд пополнила модификация БАЗ-А079.45, оборудованная подъемником для инвалидов-колясочников.

Производство автобусов БАЗ-А079 вновь достигло пика в 2011-2012 годах, когда ряд крупных перевозчиков в таких городах как Харьков, Одесса и Днепропетровск перешли к эксплуатации автобусов малой вместимости вместо устаревших ГАЗелей и Спринтеров. При этом их выбор пал, в первую очередь, на автобусы БАЗ-А079, как самые дешевые в своем классе. Со введением нормативов Евро-3 с 1 января 2013 года завод полностью перешел к производству автобусов, соответствующих данному стандарту. Как было сказано ранее, линейка модификаций автобуса БАЗ-А079 с двигателем Евро-3 была разработана еще в 2008 году, но до конца 2012 года основной продукцией завода являлись машины с двигателем Евро-2. В том же 2013 году был предствлен автобус БАЗ-А079.48 с двигателем работающим на сжиженом газе. Впрочем, газовая модификация так и осталась в единственном выставочном экземпляре.

В связи с повышением норм экологической безопасности до Евро-4 с 1 января 2014 года линейка модификаций БАЗ-А079 была вновь обновлена. Но вследствие очередного экономического кризиса с 2013 года объемы производства сильно сократились. А введение нормативов экологической безопасности Евро-5 с 1 января 2016 года заставили корпорацию "Эталон" полностью снять с производства автобус БАЗ-А079 в 2015 году в пользу новой модели Эталон-А081 на шасси Ashok Leyland, ведь ТАТА попросту не имела в наличии соответствующего шасси с двигателем Евро-5. Всего за 13 лет серийного производства было выпущено более 12 тысяч автобусов Эталон-А079, которые стали одной из наиболее популярных моделей на дорогах Украины.

Описание модели

БАЗ-А079 - автобус малого класса, рассчитанный на 50 мест (в т.ч. для стояния). А079 создан на базе шасси TATA LP-613/38 BUS, которое является лицензионным продуктом концерна "DaimlerChrysler". Автобус оснащен 130-сильным дизельным двигателем ТАТА 697 и способен развивать скорость до 100 км/час. Двигатель находится в переднем свесе машины и смещен вправо по отношению к центру. Коробка передач механическая, пятиступенчатая; рулевое управление с гидроусилителем. Автобус оснащен рессорной подвеской и пневматической тормозной системой.

Салон автобуса отделен от кабины неполной перегородкой и поручнем. Количество пассажирских дверей варьирует в зависимости от модификации. Количество и тип сидений в салоне также разное в различных модификациях автобуса. Городские модификации имеют трехрядную компоновку сидений, пригородные и междугородные - четырехрядную. Салон автобуса обшит пластиком "под дерево". В междугородных автобусах сидения установлены на "подиуме", в заднем свесе имеется багажник, а над сидениями в салоне - багажные полки. Потолок и багажные полки в междугородных автобусах обшит тканью. Также в междугородных модификациях устанавливается магнитола с динамиками в салоне.

Следует отметить, что городские автобусы обычно имеют стандартную желтую либо зеленую заводскую окраску, а пригородные и междугородные красятся в белый цвет с синими, фиолетовыми или розовыми полосами.

Серийные модификации

В связи с изменениями конструкции двигателя большинство серийных модификаций меняли обозначения на протяжении своего выпуска. В приведенном перечне первым указывается индекс модификации с двигателем, отвечающим стандартам Евро-1 (2002-2006 г.в.), вторым – с двигателем стандарта Евро-2 (2006-2012 г.в.), третьим - с двигателем стандарта Евро-3 (2009-2013 г.в), четвертым - с двигателем стандарта Евро-4 (2014-2015 г.в.).

БАЗ-А079.03, БАЗ-А079.13, БАЗ-А079.31, БАЗ-А079.51 - пригородная модификация с передней автоматической пассажирской дверью и задней ручной дверью аварийного выхода. Задняя дверь заканчивается на уровне бортового молдинга. На базе этой модификации создан также школьный автобус.

БАЗ-А079.04, БАЗ-А079.14, БАЗ-А079.32, БАЗ-А079.52 - городская и пригородная модификации с двумя автоматическими дверьми. 20 мест для сидения в городском варианте (трехрядная компоновка) и 23 - в пригородном (четырехрядная компоновка). Наиболее распространенная модификация автобуса БАЗ-А079 "Эталон".

БАЗ-А079.07, БАЗ-А079.17, БАЗ-А079.27, -/- - междугородная модификация с передней ручной пассажирской дверью и задней ручной дверью аварийного выхода. Количество мест для сидения - 26. Данная модификация встречается крайне редко, большее распространение получила модификация А079.09/А079.19. Интересно, что первый опытный БАЗ-А079.07, представленный на автосалоне SIA'2003, имел несколько другой дизайн, по сравнению с серийными машинами, и вклеенные стекла.

БАЗ-А079.09, БАЗ-А079.19, БАЗ-А079.29, -/- - междугородная модификация с передней автоматической пассажирской дверью и задней ручной дверью аварийного выхода. Количество мест для сидения - 26.

БАЗ-А079.20, БАЗ-А079.23, БАЗ-А079.33, БАЗ-А079.53 - междугородный автобус с увеличенной колесной базой, передней ручной пассажирской дверью и задней ручной дверью аварийного выхода. Количество мест для сидения - 30.

БАЗ-А079.21, БАЗ-А079.24, БАЗ-А079.34, БАЗ-А079.54 - междугородный автобус с увеличенной колесной базой, передней автоматической пассажирской дверью и задней ручной дверью аварийного выхода. Количество мест для сидения - 30. На базе этой модификации также создан школьный автобус, у которого задняя дверь аварийного выхода смещена к задней стенке, при этом небольшое окно между задней дверью и задней стенкой автобуса отсутствует.

БАЗ-А079.22, БАЗ-А079.25, БАЗ-А079.35, БАЗ-А079.55 - междугородный автобус класса "Люкс" с увеличенной колесной базой, передней сдвижной автоматической пассажирской дверью и задней ручной дверью аварийного выхода. Количество мест для сидения - 30. Обшивка салона модификации "Люкс" - тканевая, в салоне также устанавливается DVD-проигрыватель и, в качестве опции - кондиционер.

-/-, БАЗ-А079.45, БАЗ-А079.46, БАЗ-А079.56 - городской автобус, оборудованный специальным подъемником для инвалидов-колясочников. Подъемная площадка ППА-150 расположена в заднем свесе автобуса и совмещена с задней дверью. Подъемник раскладывается вручную, поднимается и опускается автоматически. В салоне на задней площадке предусмотрено специальное место для инвалидной коляски. В связи с этим количество мест для сидения сокращено до 15, а уровень пола задней площадки понижен.

Опытные модификации

БАЗ-А079.30 ("Эталон Сити") - трехосный автобус среднего класса, созданный в 2005 году на базе стандартных модификаций автобуса БАЗ-А079. Решение применить третью ось в конструкции автобуса было вызвано проблемой с комплектующими. Заводу не удалось найти подходящих мостов для машины среднего класса за приемлемую цену, поэтому для создания автобуса было использовано привычное для "Эталонов" малого класса шасси ТАТА со значительно удлиненным задним свесом и третьей поддерживающей осью с односкатными колесами, снабженными штатными тормозами. Кузов автобуса был несколько сужен, передняя подвеска усилена, а аккумулятор перемещен в отсек по правому борту. За счет увеличения длины кузова удалось добиться повышения пассажировместимости до 64 человек.

В отличие от "Эталонов" малого класса, модификация БАЗ-А079.30 так и не нашла покупателей и осталась на стадии опытной разработки.

БАЗ-А079.42 ("Эталон L") - туристический автобус класса "Люкс", созданный в 2005 году. Автобус отличался от стандартных "Эталонов" более современным дизайном, вклеенными стеклами и новой передней маской. Модификация была представлена на автосалоне SIA'2005, но ее серийное производство так и не было налажено.

БАЗ-А079.48 Модификация на шасси Tata LP613 LHD CNG оснащенная рядным 6-цилиндровым газовым двигателем Tata 5.7 SGI BS-IV (130 л.с., Евро-4). Внешне автобус был идентичен базовой модификации А079.52, но задний свес машины был удлинен на 24 см. Единственный экземпляр газового А079 был представлен на выставке TIR’2013 в Киеве, однако в дальнейшем эта модификация так и не нашла покупателя.

БАЗ-А079 в Харькове

В феврале 2003 года автобус БАЗ-А079 был представлен харьковским предпринимателям, а в июне первая машина модификации БАЗ-А079.04 появилась на улицах города. Правда, вышла она не на городской, а на пригородный маршрут № 1316 "Харьков - Змиев". Впоследствие этот автобус работал также на маршрутах "Харьков - Богодухов" и "Харьков - Песочин".

В декабре 2003 года 16 автобусов БАЗ были закуплены коммерческим перевозчиком "ЧП Джерела". Среди этих автобусов был также один из опытных "Эталонов" 2002-го года выпуска, произведенный "Укравтобуспромом". Изначально предполагалось, что новые машины станут обслуживать 281-й маршрут, заменив на нем старые ЛАЗы. Но уже через неделю оказалось, что БАЗ-А079 не могут справиться с пассажиропотоком на этом напряженном направлении. Поэтому новые автобусы стали работать на другом не менее значительном маршруте того же перевозчика - №263, являющимся одним из длиннейших городских маршрутов и соединяющим Алексеевку и Салтовку. Спустя полгода перевозчик приобрел еще 4 машины этой модификации, которые также стали работать на 263-ем маршруте.

В 2004 году три автобуса БАЗ-А079 городской модификации появились на маршруте 1592т, связывающем Харьков с пригородным поселком Песочин. А в марте 2005 года 8 "Эталонов" приобрел еще один харьковский перевозчик - АО "Герц". Эти машины работают сейчас на 285-ом маршруте.

До 2007 года автобусы "Эталон" были скорее исключением для Харькова - по сравнению с автобусами аналогичного класса ПАЗ-3205, Богдан-А091 и Богдан-А092 их количество было невелико. Но в 2007-2008 годах многие перевозчики, обслуживающие как городские, так и пригородные маршруты, стали приобретать "Эталоны". Это уже были машины с двигателем, соответствующим нормативам Евро-2. Наиболее распространенными среди них стали модификации БАЗ-А079.14 и БАЗ-А079.23. Помимо Харькова "Эталоны" появились также во многих райцентрах, в частности, Валках, Изюме, Купянске, Волчанске, Балаклее и т.д.

В 2011 году коммерческие перевозчики Харькова начали процесс обновления подвижного состава своих автопарков. При этом большинство из них сделали ставку именно на автобусы БАЗ-А079.14 и к 2012 году эта модель стала наиболее распространенным типом подвижного состава харьковского автобуса. Поскольку согласно требованиям муниципалитета все городские автобусы должны быть выкрашены в зеленый цвет, автобусы БАЗ-А079.14, предназначенные для Харькова, окрашиваются в этот цвет прямо на заводе (ранее стандартным цветом для городских "Эталонов" был желтый). Любопытно, что вслед за харьковскими перевозчиками машины зеленого цвета стали заказывать также предприниматели из других городов.

Помимо автобусов, работающих на регулярных маршрутах, в нашем городе можно встретить служебные и туристические "Эталоны". Учеников ряда школ Харьковской области перевозят автобусы приобретенные в рамках программы "Школьный автобус" в 2004-2005 (БАЗ-А079.03 и БАЗ-А079.21), годах.

© Андрей Бутковский, 2018

Источники:

  1. БАЗ намерен существенно увеличить свое присутствие на украинском рынке // AUTO-consulting, 24.05.2005;
  2. БАЗ на "SIA-2003" // Автобусы Киева;
  3. Бориспольский автозавод возобновит производство не раньше апреля // AUTO-consulting, 06.02.2009;
  4. Бориспольский автозавод заставил с собой считаться // AUTO-consulting, 19.06.2003;
  5. В Украине открылся автобусный завод // AUTO-consulting, 03.10.2002;
  6. Каталог сертифицированных автобусов общего назначения на сайте Государственного департамента автомобильного транспорта (в данный момент недоступен);
  7. Корпорация «Эталон» вводит новое обозначение модельного ряда // AUTO-consulting, 26.09.2008;
  8. На Бориспольском автозаводе изготовили первую партию автобусов А148, соответствующих нормам Euro 3 // Основные средства, 29.10.2008;
  9. Пятак Д. ЭТАЛОН'ный тест. А-079 "Эталон" // Коммерческие автомобили, № 6, 2003;
  10. Шляховой В. Новый автобус для большого города // Авто-профи, № 21, 2005;
  11. Шульман А. Покличте ТАТА // Бизнес, № 41 (508), 2002.
  12. На TIR 2013 все-таки представили новинки рынка // AUTO-Consulting, 09.10.2013;


Техническая характеристика автобусов БАЗ-А079:

Кузов рамный, с передним размещением двигателя
Шасси TATA LP-613/38 BUS
Габаритные размеры
  А079.03
А079.04
А079.13
А079.14
А079.31
А079.32
А079.51
А079.52
А079.07
А079.09
А079.17
А079.19
А079.27
А079.29
А079.20
А079.21
А079.23
А079.24
А079.25
А079.33
А079.34
А079.35
А079.53
А079.54
А079.30
Длина, мм 7150 7370 8140 8200
Ширина, мм 2260 2260 2260 2080
Высота, мм 2880 2880 2880 2880
Колесная база, мм 3800 3800 4550 4135
Передняя колея, мм 1660 1660 1660 1660
Задняя колея, мм 1577 1577 1577 1577
Масса и наполняемость автобуса
Масса снаряженного автобуса, кг 4750 5150 5540  
Полная масса автобуса, кг 7730 7730 7980 9720
Количество мест для сидения при трехрядной планировке салона 19(20) 20 23 22
Количество мест для сидения при четырехрядной планировке салона 22(24) 24 28 -
Общее количество мест 38/40 34/36 23/28 64
Объем багажных отсеков, м3 - 1,69 1,78 -
Двигатель и КПП
  А079.03 - А079.11
А079.20 - А079.22
А079.30
А079.13 - А079.19
А079.23 - А079.25
Марка двигателя TATA-697 Euro-1TATA-697 TC55L Euro-2
Тип дизельный дизельный
Рабочий объем, л 5,7 5,675
Максимальная мощность, кВт (л.с.) 95,7 (130) 101,5 (138)
Максимальный крутящий момент, Нм 363 416
 
Тип КПП механическая
Количество ступеней КПП 5
 
Рулевое управление с гидроусилителем (стандарт)
Подвеска колес
передняя зависимая, рессорная на 2-х полуэллиптических рессорах
с гидравлическими телескопическими амортизаторами
двухстороннего действия и стабилизатором поперечной
устойчивости
задняя зависимая, рессорная на 2-х полуэллиптических рессорах,
со стабилизатором поперечной устойчивости
 
Рабочая тормозная система пневматическая, двухконтурная, с АБС
Стояночная тормозная система с пружинными энергоаккумуляторами
Максимальная скорость движения, км/ч 90
Расход топлива при скорости 60 км/час, л/100 км 15,0
Расход топлива при скорости 80 км/час, л/100 км 22,0
Система отопления автономная, от жидкостного отопителя Webasto
Шины 215/75 R17,5