Новости. При активном участии общественности
Журнал "Метрострой", 26.09.1979.
В 30-х годах начался бурный рост Харькова. Появилась острая необходимость в строительстве в городе специальной электрической дороги. Ей дали сокращенное название «ХЭД».
Дорога проектировалась большей частью наземной — в виде скоростного трамвая с глубоким вводом в центр города. Строительство с началом войны было прекращено.
В послевоенные годы проблема городского транспорта встала особенно остро, особенно для жителей многочисленных и удаленных от центра Харькова районов. Естественно, строительство метрополитена как нельзя лучше отвечало желаниям населения и было нм воспринято не только восторженно. но и с чувством особой заботы и желания оказывать такому нужному для всех и каждого делу всяческое содействие.
При активном руководстве областного, городского комитетов партии разумно использовалась помощь многочисленных организаций города, а в некоторых случаях практиковалось непосредственное участие населения, трудовых коллективов в работах на важнейшем пусковом объекте 9-й пятилетки.
Как известно, строительство метрополитена в Харькове сопряжено с большими трудностями. В частности, проходка тоннелей, станций велась в сложных гидрогеологических условиях, под железными дорогами, различными городскими зданиями и сооружениями, рекой Лопань.
Творческое содружество ученых, архитекторов, художников, инженеров в создании Харьковского метрополитена осуществлялось несколькими путями. Широко практиковались творческие дискуссии и обсуждения различных вопросов строительства. Особое внимание было уделено выбору специальных способов проходки и транспортных схем движения. Проводились конкурсы на лучшее архитектурно-художественное оформление метровокзалов. Организовывались выставки лучших работ.
Ученые, архитекторы, художники, инженеры регулярно бывали на строящихся станциях, в забоях. Встречи со строителями были серьезными и полезными. Можно сказать, на строящемся метрополитене побывали почти все академики, члены-корреспонденты АН УССР, известные деятели науки и техники города.
Содружество и взаимосвязь творческих коллективов разного профиля знаний и компетентности принесло хорошие плоды. Большой вклад внесли секции харьковского Дома ученых — горно-геологическая и городского движения и транспорта, областные организации Союза архитекторов УССР и Союза художников УССР, Харьковские правления научно-технических обществ — стройиндустрии и горного. Их усилия позволили более широко применить на проходке тоннелей способ водопонижения (наиболее простой и дешевый), планомерно, по годовым планам проводить конференции по вопросам проблем городского наземного транспорта в увязке с метрополитеном. Одна из них прошла в ноябре 1978 г. Тема конференции «Градостроительные проблемы и метрополитен».
По станциям «Южный вокзал», «Центральный рынок», «Советская», «Проспект Гагарина», «Спортивная», «Завод Малышева», «Московский проспект» объявлялись открытые конкурсы, которые помогли полнее раскрыть архитектурный образ подземных интерьеров. Зодчие Харьковметропроекта, Харьковпроекта и других проектных институтов совместно с участниками конкурсов по-деловому с критических позиций рассматривали предлагаемые решения. В результате, на наш взгляд, станции харьковского метрополитена в конечном итоге получились самобытными. отвечающими требованиям современности. Нашим архитекторам удалось добиться выразительности и простоты. Неповторимостью, образностью впечатляет станция «Советская», которая расположена на исторической площади, где в 1918 г. в одном из зданий была провозглашена Советская власть на Украине.
Организованно, по плану, осуществлялись творческие командировки в города, где строятся метрополитены, для изучения опыта.
Многое принесла практическая помощь науки стройке. Ее оказывали на договорных началах: строительный институт (ХИСИ), Всесоюзный научно-исследовательский институт организации и механизации шахтного строительства (ВНИИОМШС), проектно-научно-исследовательский институт промышленного строительства (ПромстройПИИпроект), Южгипроцемент.
Значительный технико-экономический эффект принесло применение быстросхватывающего расширяющегося цемента.
В заключение представляется целесообразным сказать о некоторых недостатках р нашей общей деятельности по ускорению строительства, качественному улучшению всех его технико-экономических показателей. Нам кажется, нельзя допускать, без серьезных на то оснований, отступлений от проекта. В Харькове, к сожалению, это имело место.
Важную роль в городском наземном транспорте, как известно, играют подземные переходы. В Харькове их строительству пока не уделяется должного внимания. Переходов сооружается очень мало. Иногда их прокладывают не там, где они весьма и весьма нужны.
Считаем, что управлению архитектуры города следует разработать перспективный план строительства подземных переходов. Средства на их сооружение должны выделять организации и заводы, расположенные вблизи. Генеральным подрядчиком в городе по строительству подземных переходов может стать Харьковметрострой.
Д. КАЛЬНОЙ, председатель областного отделения Союза архитекторов УССР; О. ПОДДУБНАЯ, директор Дома ученых; А. НИКОЛАЕНКО, руководитель горногеологической научной секции Дома ученых
Разделы по теме: | |
---|---|
Рубрики: | Метро, Город и область |
Линии метро: | Холодногірсько-Заводська лінія |
Станции и объекты метро: | "Вокзальна", "Центральний ринок", "Майдан Конституції", "Левада", "Спортивна", "Заводська", "Турбоатом" |
Добавить комментарий
Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.