Метро. Салтовская линия
Общие сведенияИсторияХроникаСхемыСтанции и сооруженияПодвижной составСтатистикаАудиоДокументы, книги, публикацииКонтакты ]

ОписаниеНовости по теме (151)

Дата открытия линии: 10.08.1984
Дата последнего продления: 24.10.1986
Проектное название: Салтовско-Шевченковская линия
Количество станций: 8
Эксплуатационная длина: 10.2 км
Обслуживается электродепо: "Салтовское" ТЧ-2
Обслуживается вагонами типов: 81-714, 81-717
Количество вагонов в составе: 5

Действующие участки

  Дата
открытия
Название Пикет
оси
1 10.08.1984 Исторический музей 54+29.3
2 Университет 70+20.0
3 Пушкинская 81+17.9
4 Киевская 96+93.0
  Метромост  
  Электродепо "Салтовское" ТЧ-2  
5 Академика Барабашова 121+00
6 24.10.1986 Академика Павлова 135+20.3
7 Студенческая 147+46.0
8 Героев Труда 156+56.3

Перспективные участки

Название Длина, км
Исторический музей - Площадь Урицкого 1,8
Героев Труда - Дружбы Народов 2,4
Академика Барабашова - Гвардейцев Широнинцев
- Пр. Тракторостроителей - Восточная Салтовка
4,1

История строительства

Салтовская линия является, пожалуй, наиболее интересной и запоминающейся среди трех веток Харьковского метрополитена. Станции "Университет" и "Пушкинская" по праву считаются самыми красивыми из всех станций Харьковского метро, к тому же "Пушкинская" - самая глубокая станция метро в Харькове.

С самого начала проектировщики Харьковского метрополитена предполагали, что его структура не ограничится единственной диаметральной линией, протянувшейся с востока на запад. С середины 60-х годов рассматривались различные варианты строительства радиусов и диаметров в северном и южном направлении. Вплоть до начала 70-х годов более перспективным считалось направление Центр - Павлово Поле - Алексеевка. В то же время рассматривалась возможность постройки линии метро в направлении Салтовского жилмассива параллельно Салтовскому шоссе, так как предполагалось, что Салтовка растянется именно в этом направлении. Однако начало строительства Салтовского жилмассива внесло свои коррективы в эти планы. Очень скоро стало ясно, что Салтовка будет крупнейшим жилым массивом города, расположенным на большом удалении от мест приложения труда. Таким образом, данное направление стало более приоритетным, чем Павлово Поле. К тому же сам Салтовский массив вытянулся в северном направлении, поэтому были внесены коррективы в трассировку линии метро, которая теперь должна была пройти вдоль улицы Академика Павлова вместо Салтовского шоссе.

9 апреля 1976 года Совет Министров СССР принял предложение, согласованное с Госпланом и Госстроем СССР, Минтрансстроем и Советом Министров УССР, о начале в том же году разработки технического проекта на строительство второй линии метрополитена в Харькове.. 16 апреля 1977 года, в день Всесоюзного коммунистического субботника на пересечении улиц Пушкинской и Петровского состоялась закладка станции "Пушкинская". Первый пусковой участок включал в себя пять станций, три из которых ("Советская-2" ("Исторический Музей"), "Площадь Дзержинского" ("Университет"), "Пушкинская") располагались в центральной части города, четвертая ("Киевская") - в районе Журавлевки, пятая ("Имени Барабашова") - на границе Салтовского жилмассива. Одной из основных проблем строителей был значительный перепад высот между центральным участком линии в Нагорном районе и станциями, расположенными в пойме реки Харьков. Поэтому станция "Пушкинская" была запроектированы как станция глубокого заложения; после нее идет значительный уклон в сторону "Киевской". Другой проблемой на пути метростроевцев стала река Харьков. Через нее было решено построить крытый метромост. Еще одним важным объектом первого пускового участка стало метродепо, построенное в районе станции "Имени Барабашова". Первый пусковой участок второй линии метрополитена вступил в строй 11 августа 1984 года.

Второй пусковой участок включал в себя три станции на Салтовском жилмассиве. Все они - мелкого заложения и строились открытым способом, равно как и большая часть тоннелей между ними. Строительство началось в 1981 году, когда была освоена стройплощадка станции "Имени Академика Павлова", чуть позже начали строить и две другие станции. Второй пусковой участок был введен в строй через два года после открытия первого. 24 октября 1986 года Салтовская линия была продлена до станции "Героев Труда". На этом строительство линии остановилось, а "Харьковметрострой" сосредоточил свои усилия на третьей линии, сооружение которой началось двумя годами раньше.

Эксплуатация линии

Салтовская линия метро с первых же дней была полностью укомплектована новыми составами типа 81-717/714, в отличие от первой, Холодногорско-Заводской линии, где работали более старые составы из вагонов типа Еж3 и Ем-508Т. К открытию второго пускового участка в 1986 году были закуплены дополнительные составы того же типа. В 2001-2002 годах в связи с экономией электроэнергии каждый четвертый состав на Салтовской линии метро в дневное время курсировал до станции "Барабашова", при этом под лобовым стеклом первого вагона даже выставлялась соответствующая табличка.

Метродепо "Салтовское" (ТЧ-2) для второй линии метро, вместимостью 105 вагонов, было построено одновременно с первым пусковым участком, поэтому на Салтовской линии никогда не существовало проблемы с размещением подвижного состава. Следует отметить, что на территории ТЧ-2 проводится также капитальный ремонт составов Холодногорско-Заводской линии, поэтому изредка на Салтовской линии можно встретить старые вагоны Еж3, Ем-508Т и 81-718/719, перегоняемые в Салтовское метродепо без пассажиров.

Интересным фактом является то, что по окончанию строительства Салтовской линии одну из подходных выработок в районе станции "Пушкинская" стали использовать для выращивания грибов.. В стометровом подземном коридоре были поставлены стеллажи и устроена настоящая грибная плантация. Шампиньоны, выращенные в метро, пользовались спросом на рынках Харькова, поставляли их также и в харьковские рестораны. К сожалению, в 90-е годы грибная плантация была заброшена а в начале 2000-х выработку засыпали грунтом и забетонировали в связи со строительством над ней высотного жилого дома.

Перспективы

Еще в 70-е годы было запланировано три перспективных участка продления Салтовской линии метро. Так, планировалось продление линии в северном направлении, при этом после станции "Героев Труда" она должна была повернуть вглубь Салтовского жилмассива. На картах 70-80-х годов прошлого века здесь указывали две станции - "Командарма Уборевича", которую планировали построить в районе магазина "Океан" и "Льва Толстого" - в районе одноименного трамвайного круга. При этом предполагался дальнейший рост Салтовского жилмассива и возникновение новых микрорайонов к северо-востоку от станции Льва Толстого. С начала 90-х годов от подобного варианта отказались, так как дальнейшее расширение Северной Салтовки в этом направлении уже не планируется. Вместо этого стал рассматриваться вариант строительства еще одной станции "Дружбы Народов" в районе пересечения улиц Командарма Корка и Дружбы Народов.

Вторым перспективным участком на Салтовке является ответвление от основной линии возле станции "Академика Барабашова" в восточном направлении вглубь Салтовского жилмассива. Подобная ветка относилась к разряду перспективных еще в 70-х годах, причем планировалось построить две станции - на пересечении просп. 50-летия ВЛКСМ с ул. Гвардейцев Широнинцев и с просп. Тракторостроителей. В 80-е и 90-е годы на схемах перспективного строительства метро этот участок отсутствовал, несмотря на то что за станцией "Академика Барабашова" в тоннеле был сделан задел под ответвление линии в восточном направлении. Вновь об этом участке вспомнили после разработки генплана г. Харькова в 2004-ом году. На схемах, изданных к открытию второго пускового участка Алексеевской линии, снова появилось ответвление от Салтовской линии метро, но к двум первоначальным станциям прибавилась третья - Восточная Салтовка, в районе Городка Строителей. Это связано с тем, что согласно новому Генплану на полях в районе Городка Строителей в будущем должно развернутся массовое жилищное строительство.

Третьим участком перспективного строительства Салтовской линии является ее южный радиус. Изначально здесь были запроектированы три станции - "Площадь Урицкого", "Октябрьская" и "Новожаново". Первая из них планировалась в центре нового района Левада, который должен был возникнуть в результате коренной реконструкции Москалевки и Заиковки. Несмотря на проектное название, привязанное к площади, расположенной перед цирком, эта станция запроектирована на значительном отдалении от реки Харьков, приблизительно в районе нынешнего пересечения улиц Грековская и Рыбасовская, где, после реконструкции района, должна была разместиться его центральная площадь. Станция "Октябрьская" проектировалась возле Завода им. Шевченко, а "Новожаново" - возле одноименной железнодорожной платформы и трамвайного круга. Следует отметить, что одновременно со строительством метро должна была проходить также реконструкция районов Новожаново и Новоселовка.

В 90-е годы проект был сокращен до одной станции - "Площадь Урицкого". Несмотря на отсутствие пассажиропотока в этом районе, станция необходима в случае продления Салтовской линии в северном направлении и увеличении пассажиропотока на линии. Это связано с тем, что на станции "Исторический музей" для оборота составов может использоваться только один тупик (по первому пути), что не позволяет добиться минимального возможного интервала на линии. Оборотные тупики на станции не были построены из-за сложности их строительства (глубокое заложение станции, особенности грунтов). К тому же в 80-е годы не предвиделись особенные проблемы с финансированием строительства метрополитена и считалось, что после окончания строительства третьей линии метро будет достроена и вторая линия в южном направлении. Другая причина необходимости строительства станции "Площадь Урицкого" - отсутствие нормального вентиляционного режима на станции "Исторический Музей", поскольку ближайшая к ней перегонная вентиляционная шахта находится в Саду Шевченко в районе киноконцертного зала "Украина".

© Андрей Бутковский, 2008.

Источники:

  1. Исаев Л.А. "В Конце Тоннеля - Свет". Харьков "Прапор" 2000 г.;
  2. Материалы газеты "Вечерний Харьков".

Общие сведенияИсторияХроникаСхемыСтанции и сооруженияПодвижной составСтатистикаАудиоДокументы, книги, публикацииКонтакты ]