Автобус. Подвижной состав. ЗАЗ-А07А "I-VAN"

ОписаниеГородские маршрутыПригородные маршрутыФотогалерея (2203)Новости по теме (52)

Работает на городских маршрутах: 38е, 61е, 209е, 258е, 259е, 270е. [ Подробный перечень... ]
Работает на пригородных маршрутах: 1152, 1159, 1167, 1168, 1172, 1175, 1176, 1186, 1195, 1198, 1200, 1316, 1354, 1592, 1627, 1702. [ Подробный перечень... ]
Обслуживаемых перевозчиками: ПП "Мереф'янське АТП", ПП "С-Аурум", ПП "Транс-сервіс", ПрАТ "АТП-16329", ТОВ "Експрес", ТОВ "Південбудтранс", ТОВ "Трансмейл-2012", ТОВ "Фрегат-К+", ФОП Бабунц К.Г.

История модели

Решение о создании собственного автобусного производства было принято корпорацией "УкрАВТО" в 2005 году. Производственные площади мощностью 500 автобусов в год были организованы на предприятии "Ильичевский завод автоагрегатов" (г. Черноморск, Одесской обл.), входящем в состав Запорожского автомобильного завода. В том же 2005 году появились первые опытные экземпляры автобуса ЗАЗ-А07А "I-VAN", собранные на производственных площадях львовского "Укравтобуспрома". Одна из этих машин была представлена на выставке SIA'2005.

Автобус ЗАЗ-А07А "I-VAN" был разработан совместно с ОАО "Укравтобуспром" на шасси ТАТА LP 613/38 индийской компании "TATA Motors LTD". Он очень напоминает одну из предыдущих успешных разработок "Укравтобуспрома" - БАЗ-А079 ("Эталон"). У первых опытных экземпляров, собранных "Укравтобуспромом" даже облицовка радиатора была практически идентична облицовке "Эталона", однако на серийных образцах ЗАЗ применил иной дизайн передних блоков светотехники.

Серийное производство началось весной 2006 года; в мае 2006 года первые автобусы появились на улицах Одессы, а чуть позже они стали работать и в других городах Украины. Самые первые машины были оснащены двигателем, соответствующим нормативам Евро-1 и не имели антиблокировочной системы тормозов, однако уже с конца 2006 года в продажу поступили автобусы с более мощным двигателем Евро-2 с турбонаддувом, также оснащенные АБС в стандартной комплектации. Также в конце 2006 года в продаже появились ЗАЗ-А07А в пригородном исполнении с четырехрядной планировкой салона.

Внешний вид машины на протяжении всего выпуска с 2006 года практически не менялся, за исключением небольших деталей. Так, с ноября 2006 года боковые окна кабины водителя стали делать без скоса, а также несколько изменилась форма переднего бампера. C начала 2008 года исчезла форточка в последнем окне по левому борту, а в 2010 году была увеличена площадь остекления дверей. Также с 2010 года по левому борту за водительской дверью появилась стандартная решетка воздухозаборника.

В 2008 году ЗАЗ освоил выпуск школьной модификации автобуса А07А.10. Школьные "Иваны" были оборудованы проблесковыми маячками, сиденьями с ремнями безопаностями и звуковым сигналом заднего хода. Крупные партии школьных автобусов ЗАЗ-А07А.10 закупались Министерством образования Украины в 2010-2012 гг.

Модификация автобуса А07А2 для междугородных перевозок была представлена лишь в 2012 году, спустя 6 лет после начала серийного выпуска модели. Этот автобус отличается от базовой модификации отсутствием второй автоматической двери, вместо которой установлена ручная дверь аварийного выхода. B заднем свесе автобуса добавился небольшой багажный отсек, а в салоне установлены сидения мягкого типа с высокими спинками и багажные полки. Также в 2012 году начался выпуск длиннобазной модификации ЗАЗ-А07А3 в двух вариантах - школьный ЗАЗ А07А3-10 и междугородный ЗАЗ А07А3-64. Эти машины тоже имеют заднюю ручную дверь аварийного выхода и багажный отсек в заднем свесе. В отличие от аналогичных модификаций автобусов "Эталон", А079.19 и А079.24, автобусы ЗАЗ-А07А2 и ЗАЗ-А07А не получили особого распространения. Всего коммерческим перевозчикам было реализовано около сотни машин междугородного типа. Две крупные партии школьных автобусов ЗАЗ-А07А.10 были собраны для Одесской области и Молдавии в 2012 году.

Несмотря на планы по выходу на рынки России и других стран СНГ, ЗАЗ-А07А практически не экспортировался в другие страны. Помимо Молдавии, эти машины поставлялись в незначительных количествах в Армению, Грузию и Казахстан.

Накануне введния норм экологической безопасности Евро-3 в Украине автобусы I-VAN стали комплектоваться базовыми шасси ТАТА с двигателями, которые отвечали новым стандартам. Так в 2013 году предприятие перешло к выпуску городской модификации ЗАЗ-А07А.40 и пригородной ЗАЗ-А07А1.41. В том же 2013 году базовые модификации автобуса претерпели очередные внешние изменения: форточки стали устанавливаться в каждом окне (ранее подобное решение применялось лишь на автобусах отдельных модификаций), появилась дополнительная форточка в кабине водителя со стороны пассажирских дверей, а у автобусов пригородных модификаций (А07А1) стали устанавливать двери с уменьшенной площадью остекления. Чуть позже, в 2014 году, появилась пригородная модификация А07А1.404, отличительной особенностью которой стали удобные мягкие кресла с высокой спинкой.

Производство автобусов I-VAN было приостановлено в 2014 году из-за финансового кризиса. Возобновилось оно в 2015 году, но уже не в Ильичевске (ныне - Черноморск), а на Мелитопольском заводе автоагрегатов. Решение о переносе производства было принято корпорацией "Укр-Авто" еще в 2013 году. Двумя главными причинами стала нехватка квалифицированных рабочих и высокий налог на землю в приморском городе.

Из-за сложной финансовой обстановки производство автобусов в Мелитополе было намного скромнее, чем в Ильичевске. А в 2016 году выпуск автобусов ЗАЗ-А07А пришлось снова приостановить из-за введения в Украине нормативов экологической безопасности Евро-5. Тем не менее, в отличие от своего главного конкурента, Бориспольского автозавода, ЗАЗ не отказался полностью от производства модели на шасси ТАТА. В 2017 году в продаже появилась новая модификация, ЗАЗ-А07А12, на привычном шасси TATA LP613/38, но оснащенная двигателем Cummins, соответствующим нормативам Евро-5.

Техническое описание

Автобус ЗАЗ-А07А "I-VAN" построен на индийском шасси TATA LP613/38 с дизельным четырехтактным шестицилиндровым двигателем TATA 697 с турбонаддувом, размещенном в переднем свесе автобуса рядом с рабочим местом водителя. Коробка передач - механическая, пятиступенчатая, с синхронизированными передачами. Сцепление - сухого типа, однодисковое, с механическим приводом и усилителем. Передний мост управляемый, задний мост ведущий, с центральным редуктором с передаточным числом главной передачи 3,111. Подвеска колес зависимая, на двух полуэллиптических рессорах со стабилизатором и двумя гидравлическими амортизаторами двойного действия. Стабилизаторы поперечной устойчивости установлены в передней и задней подвесках автобуса. Рулевое управление - типа "винт - шариковая гайка" с гидравлическим усилителем.

Рабочая тормозная система - пневматическая, двухконтурная, с антиблокировочной системой (ABS). Тормозные механизмы передних и задних колес - барабанные с автоматической регулировкой зазора между тормозными накладками и тормозным барабаном. Запасная тормозная система является одним из контуров рабочей тормозной системы. Стояночная тормозная система имеет механический привод тормозных механизмов колес ведущего моста от пружинных энергоаккумуляторов с пневматическим управлением.

Кузов автобуса - цельнометаллический, вагонного типа, с облицовкой нижней части кузова оцинкованой сталью. Передная и задняя маски выполнены из стеклопластика. Внутренняя облицовка салона состоит из термошумоизоляционного материала и пластиковых панелей. В салон автобуса ведут две пассажирские одностворчатые автоматические двери. Пассажирские сиденья полумягкие, без регулировки, с обивкой из велюра либо кожзаменителя. Пассажиры также оценят большой шаг сидений (710 мм) и ширину центрального прохода. Над каждым боковым окном расположено по мощному плафону, а возле водителя и места кондуктора они дополнены еще и поворотными точечными светильниками.

Система вентиляции салона естественная, приливно-вытяжная, через люк в крыше и раздвижные форточки окон. Система отопления комбинированная, включает в себя жидкостный обогреватель рабочего места водителя и обогреватель пассажирского салона (жидкостный или воздушный). Сиденье водителя имеет возможность регулировки угла наклона спинки и регулировки в продольной вертикальной плоскости. Рабочее место водителя имеет отдельную дверь по левому борту автобуса.

ЗАЗ-А07А "I-VAN" в Харькове

Первый автобус ЗАЗ-А07А1 появился в Харькове осенью 2006 года. Его приобрела частная гимназия "Вересень" для развозки своих учеников. Еще один служебный автобус стал работать в нашем городе с весны 2007 года. На городские же маршруты первые автобусы "I-VAN" вышли только в начале апреля 2008 года. Их приобрел один из харьковских перевозчиков, ООО "Экспресс". Новые машины изначально вышли на маршруты 227э и 288э.

В течение 2008-2010 годов автобусы "I-VAN" стали достаточно популярны среди харьковских перевозчиков. В частности, этими машинами пополнились автопарки таких предприятий как ООО "Авто-ОВИ", ООО "АТП-16329", ООО "Гортранс", ООО "Нэмо", ЧП "ТМ-Віра", ФЛП Рудяк и пр.

Но наибольшее распространение в Харькове "Иваны" получили после транспортной реформы декабря 2010 года, когда количество перевозчиков в городе было сокращено в несколько раз, а оставшиеся крупные фирмы вместо микроавтобусов стали массово закупать автобусы малой вместимости, в первую очередь БАЗ-А079, Богдан-А092 и ЗАЗ-А07А. К 2013 году автобусы ЗАЗ-А07А составляли значительную часть подвижного состава таких харьковских перевозчиков как ООО "Авто-ОВИ", ООО "АТП "Автотранс", ООО "Нэмо-ЛТД", ЧП "ТМ-Вера", ООО "Укравтотранс-Плюс" и ООО "Экспресс". Последнюю крупную партию в 40 машин приобрело ООО "Трансмейл-2012" (бывшее ЧП "ТМ-Вера") в начале 2016 года. От остальных харьковских "Иванов" эти машины отличаются пригородным исполнением салона с мягкими сиденьями с высокими спинками.

Помимо городских маршрутов Харькова ЗАЗ-А07А распространены на многих пригородных, а также в области, в частности в Изюме, Купянске, Змиеве, Богодухове, Волчанске и т.д. Кроме того, в области работает незначительное количество школьных автобусов ЗАЗ-А07А.10 и ряд служебных развозок предприятий. Единственный длиннобазный ЗАЗ А07А3-64 в Харьковской области является служебной развозкой Харьковского тракторного завода.

© Андрей Бутковский, 2019.

Источники:

  1. Новая модификация автобуса I-VAN (Ай-Вен) для городских маршрутов // Информационно-аналитическая группа "Autoconsulting", 21.12.2006;
  2. ЗАЗ показал новую модель автобуса А07 // Информационно-аналитическая группа "Autoconsulting", 07.09.2012;
  3. Автобусы ЗАЗ I-Van начали выпускать в Мелитополе // Информационно-аналитическая группа "Autoconsulting", 20.04.2015;
  4. I-VAN: Рубаха-парень. // autocentre.ua, 04.05.2007;
  5. Как под Одессой маршрутки строят: рабочие – из Галичины, комплектующие – из Индии // Думская, 03.12.2012;
  6. «ЗАЗ» А07А12 пригородный // Сайт корпорации "УкрАВТО";
  7. I-VAN A07A на сайте fotobus.msk.ru;
  8. Автобусы I-VAN А07А, А07А1 и их модификации (TATA 613 / БАЗ-А079 ЭТАЛОН). Руководство по ремонту;
  9. Информация, предоставленная Александром Говорухой.


Техническая характеристика автобуса ЗАЗ-А07А "I-VAN":

Габаритные размеры
  А07А/A07A1/A07A2 А07А3
Длина, мм 7400 8480
Ширина, мм 2240 2240
Высота, мм 2920 2920
Колесная база, мм 3800 4880
Колея передних колес, мм 1650
Колея задних колес, мм 1577
Масса и наполняемость автобуса
  A07A12/A07A2 А07А3
Масса снаряженного автобуса, кг 5255 5940
Полная масса автобуса, кг 8100 8300
Максимальная нагрузка на переднюю ось, кг 3100 3300
Максимальная нагрузка на заднюю ось, кг 5000 5000
  А07А12 А07А3
Количество мест для сидения 25 31
Общее количество мест 38 31
Двигатель и КПП
  А07А/A07A1/A07A2 А07А12
Марка двигателя ТАТА 697 NA Cummins
Тип дизельный
Количество и расположение цилиндров 6 R4 R
Рабочий объем, л 5,6753,760
Номинальная мощность, кВт (л.с.) 97 (130)102 (138)
Степень сжатия 17,518,5
Трансмиссия
  А07А/A07A1/A07A2 А07А12
КПП ТАТА GBS 40 TATA G 600
Тип КПП механическая
Количество ступеней КПП 56
Сцепление сухое, фрикционное, однодисковое
 
Рулевое управление винт-шариковая гайка, с гидроусилителем
Передняя подвеска зависимая, на двух полуэллиптических рессорах
со стабилизатором и двумя амортизаторами
Задняя подвеска зависимая, на двух основных и двух
вспомогательных полуэллиптических рессорах со
стабилизатором и двумя амортизаторами
Тормозная система пневматическая, двухконтурная с тормозными
колодками барабанного типа
Электрооборудование, В24
 
Минимальный радиус поворота, м 8,6
Максимальная скорость, км/ч 90
Расход топлива при скорости 60 км/час, л/100 км15,0
Расход топлива при скорости 80 км/час, л/100 км19,0
Шины 215/75 R 17,5