Автобус. Подвижной состав. ЗАЗ-А07А "I-VAN"
Описание | Городские маршруты | Пригородные маршруты | Фотогалерея (2203) | Новости по теме (52)
Работает на городских маршрутах: | 38е, 61е, 209е, 258е, 259е, 270е. [ Подробный перечень... ] |
---|---|
Работает на пригородных маршрутах: | 1152, 1159, 1167, 1168, 1172, 1175, 1176, 1186, 1195, 1198, 1200, 1316, 1354, 1592, 1627, 1702. [ Подробный перечень... ] |
Обслуживаемых перевозчиками: | ПП "Мереф'янське АТП", ПП "С-Аурум", ПП "Транс-сервіс", ПрАТ "АТП-16329", ТОВ "Експрес", ТОВ "Південбудтранс", ТОВ "Трансмейл-2012", ТОВ "Фрегат-К+", ФОП Бабунц К.Г. |
История модели
Решение о создании собственного автобусного производства было принято корпорацией "УкрАВТО" в 2005 году. Производственные площади мощностью 500 автобусов в год были организованы на предприятии "Ильичевский завод автоагрегатов" (г. Черноморск, Одесской обл.), входящем в состав Запорожского автомобильного завода. В том же 2005 году появились первые опытные экземпляры автобуса ЗАЗ-А07А "I-VAN", собранные на производственных площадях львовского "Укравтобуспрома". Одна из этих машин была представлена на выставке SIA'2005.
Автобус ЗАЗ-А07А "I-VAN" был разработан совместно с ОАО "Укравтобуспром" на шасси ТАТА LP 613/38 индийской компании "TATA Motors LTD". Он очень напоминает одну из предыдущих успешных разработок "Укравтобуспрома" - БАЗ-А079 ("Эталон"). У первых опытных экземпляров, собранных "Укравтобуспромом" даже облицовка радиатора была практически идентична облицовке "Эталона", однако на серийных образцах ЗАЗ применил иной дизайн передних блоков светотехники.
Серийное производство началось весной 2006 года; в мае 2006 года первые автобусы появились на улицах Одессы, а чуть позже они стали работать и в других городах Украины. Самые первые машины были оснащены двигателем, соответствующим нормативам Евро-1 и не имели антиблокировочной системы тормозов, однако уже с конца 2006 года в продажу поступили автобусы с более мощным двигателем Евро-2 с турбонаддувом, также оснащенные АБС в стандартной комплектации. Также в конце 2006 года в продаже появились ЗАЗ-А07А в пригородном исполнении с четырехрядной планировкой салона.
Внешний вид машины на протяжении всего выпуска с 2006 года практически не менялся, за исключением небольших деталей. Так, с ноября 2006 года боковые окна кабины водителя стали делать без скоса, а также несколько изменилась форма переднего бампера. C начала 2008 года исчезла форточка в последнем окне по левому борту, а в 2010 году была увеличена площадь остекления дверей. Также с 2010 года по левому борту за водительской дверью появилась стандартная решетка воздухозаборника.
В 2008 году ЗАЗ освоил выпуск школьной модификации автобуса А07А.10. Школьные "Иваны" были оборудованы проблесковыми маячками, сиденьями с ремнями безопаностями и звуковым сигналом заднего хода. Крупные партии школьных автобусов ЗАЗ-А07А.10 закупались Министерством образования Украины в 2010-2012 гг.
Модификация автобуса А07А2 для междугородных перевозок была представлена лишь в 2012 году, спустя 6 лет после начала серийного выпуска модели. Этот автобус отличается от базовой модификации отсутствием второй автоматической двери, вместо которой установлена ручная дверь аварийного выхода. B заднем свесе автобуса добавился небольшой багажный отсек, а в салоне установлены сидения мягкого типа с высокими спинками и багажные полки. Также в 2012 году начался выпуск длиннобазной модификации ЗАЗ-А07А3 в двух вариантах - школьный ЗАЗ А07А3-10 и междугородный ЗАЗ А07А3-64. Эти машины тоже имеют заднюю ручную дверь аварийного выхода и багажный отсек в заднем свесе. В отличие от аналогичных модификаций автобусов "Эталон", А079.19 и А079.24, автобусы ЗАЗ-А07А2 и ЗАЗ-А07А не получили особого распространения. Всего коммерческим перевозчикам было реализовано около сотни машин междугородного типа. Две крупные партии школьных автобусов ЗАЗ-А07А.10 были собраны для Одесской области и Молдавии в 2012 году.
Несмотря на планы по выходу на рынки России и других стран СНГ, ЗАЗ-А07А практически не экспортировался в другие страны. Помимо Молдавии, эти машины поставлялись в незначительных количествах в Армению, Грузию и Казахстан.
Накануне введния норм экологической безопасности Евро-3 в Украине автобусы I-VAN стали комплектоваться базовыми шасси ТАТА с двигателями, которые отвечали новым стандартам. Так в 2013 году предприятие перешло к выпуску городской модификации ЗАЗ-А07А.40 и пригородной ЗАЗ-А07А1.41. В том же 2013 году базовые модификации автобуса претерпели очередные внешние изменения: форточки стали устанавливаться в каждом окне (ранее подобное решение применялось лишь на автобусах отдельных модификаций), появилась дополнительная форточка в кабине водителя со стороны пассажирских дверей, а у автобусов пригородных модификаций (А07А1) стали устанавливать двери с уменьшенной площадью остекления. Чуть позже, в 2014 году, появилась пригородная модификация А07А1.404, отличительной особенностью которой стали удобные мягкие кресла с высокой спинкой.
Производство автобусов I-VAN было приостановлено в 2014 году из-за финансового кризиса. Возобновилось оно в 2015 году, но уже не в Ильичевске (ныне - Черноморск), а на Мелитопольском заводе автоагрегатов. Решение о переносе производства было принято корпорацией "Укр-Авто" еще в 2013 году. Двумя главными причинами стала нехватка квалифицированных рабочих и высокий налог на землю в приморском городе.
Из-за сложной финансовой обстановки производство автобусов в Мелитополе было намного скромнее, чем в Ильичевске. А в 2016 году выпуск автобусов ЗАЗ-А07А пришлось снова приостановить из-за введения в Украине нормативов экологической безопасности Евро-5. Тем не менее, в отличие от своего главного конкурента, Бориспольского автозавода, ЗАЗ не отказался полностью от производства модели на шасси ТАТА. В 2017 году в продаже появилась новая модификация, ЗАЗ-А07А12, на привычном шасси TATA LP613/38, но оснащенная двигателем Cummins, соответствующим нормативам Евро-5.
Техническое описание
Автобус ЗАЗ-А07А "I-VAN" построен на индийском шасси TATA LP613/38 с дизельным четырехтактным шестицилиндровым двигателем TATA 697 с турбонаддувом, размещенном в переднем свесе автобуса рядом с рабочим местом водителя. Коробка передач - механическая, пятиступенчатая, с синхронизированными передачами. Сцепление - сухого типа, однодисковое, с механическим приводом и усилителем. Передний мост управляемый, задний мост ведущий, с центральным редуктором с передаточным числом главной передачи 3,111. Подвеска колес зависимая, на двух полуэллиптических рессорах со стабилизатором и двумя гидравлическими амортизаторами двойного действия. Стабилизаторы поперечной устойчивости установлены в передней и задней подвесках автобуса. Рулевое управление - типа "винт - шариковая гайка" с гидравлическим усилителем.
Рабочая тормозная система - пневматическая, двухконтурная, с антиблокировочной системой (ABS). Тормозные механизмы передних и задних колес - барабанные с автоматической регулировкой зазора между тормозными накладками и тормозным барабаном. Запасная тормозная система является одним из контуров рабочей тормозной системы. Стояночная тормозная система имеет механический привод тормозных механизмов колес ведущего моста от пружинных энергоаккумуляторов с пневматическим управлением.
Кузов автобуса - цельнометаллический, вагонного типа, с облицовкой нижней части кузова оцинкованой сталью. Передная и задняя маски выполнены из стеклопластика. Внутренняя облицовка салона состоит из термошумоизоляционного материала и пластиковых панелей. В салон автобуса ведут две пассажирские одностворчатые автоматические двери. Пассажирские сиденья полумягкие, без регулировки, с обивкой из велюра либо кожзаменителя. Пассажиры также оценят большой шаг сидений (710 мм) и ширину центрального прохода. Над каждым боковым окном расположено по мощному плафону, а возле водителя и места кондуктора они дополнены еще и поворотными точечными светильниками.
Система вентиляции салона естественная, приливно-вытяжная, через люк в крыше и раздвижные форточки окон. Система отопления комбинированная, включает в себя жидкостный обогреватель рабочего места водителя и обогреватель пассажирского салона (жидкостный или воздушный). Сиденье водителя имеет возможность регулировки угла наклона спинки и регулировки в продольной вертикальной плоскости. Рабочее место водителя имеет отдельную дверь по левому борту автобуса.
ЗАЗ-А07А "I-VAN" в Харькове
Первый автобус ЗАЗ-А07А1 появился в Харькове осенью 2006 года. Его приобрела частная гимназия "Вересень" для развозки своих учеников. Еще один служебный автобус стал работать в нашем городе с весны 2007 года. На городские же маршруты первые автобусы "I-VAN" вышли только в начале апреля 2008 года. Их приобрел один из харьковских перевозчиков, ООО "Экспресс". Новые машины изначально вышли на маршруты 227э и 288э.
В течение 2008-2010 годов автобусы "I-VAN" стали достаточно популярны среди харьковских перевозчиков. В частности, этими машинами пополнились автопарки таких предприятий как ООО "Авто-ОВИ", ООО "АТП-16329", ООО "Гортранс", ООО "Нэмо", ЧП "ТМ-Віра", ФЛП Рудяк и пр.
Но наибольшее распространение в Харькове "Иваны" получили после транспортной реформы декабря 2010 года, когда количество перевозчиков в городе было сокращено в несколько раз, а оставшиеся крупные фирмы вместо микроавтобусов стали массово закупать автобусы малой вместимости, в первую очередь БАЗ-А079, Богдан-А092 и ЗАЗ-А07А. К 2013 году автобусы ЗАЗ-А07А составляли значительную часть подвижного состава таких харьковских перевозчиков как ООО "Авто-ОВИ", ООО "АТП "Автотранс", ООО "Нэмо-ЛТД", ЧП "ТМ-Вера", ООО "Укравтотранс-Плюс" и ООО "Экспресс". Последнюю крупную партию в 40 машин приобрело ООО "Трансмейл-2012" (бывшее ЧП "ТМ-Вера") в начале 2016 года. От остальных харьковских "Иванов" эти машины отличаются пригородным исполнением салона с мягкими сиденьями с высокими спинками.
Помимо городских маршрутов Харькова ЗАЗ-А07А распространены на многих пригородных, а также в области, в частности в Изюме, Купянске, Змиеве, Богодухове, Волчанске и т.д. Кроме того, в области работает незначительное количество школьных автобусов ЗАЗ-А07А.10 и ряд служебных развозок предприятий. Единственный длиннобазный ЗАЗ А07А3-64 в Харьковской области является служебной развозкой Харьковского тракторного завода.
© Андрей Бутковский, 2019.
Источники:
- Новая модификация автобуса I-VAN (Ай-Вен) для городских маршрутов // Информационно-аналитическая группа "Autoconsulting", 21.12.2006;
- ЗАЗ показал новую модель автобуса А07 // Информационно-аналитическая группа "Autoconsulting", 07.09.2012;
- Автобусы ЗАЗ I-Van начали выпускать в Мелитополе // Информационно-аналитическая группа "Autoconsulting", 20.04.2015;
- I-VAN: Рубаха-парень. // autocentre.ua, 04.05.2007;
- Как под Одессой маршрутки строят: рабочие – из Галичины, комплектующие – из Индии // Думская, 03.12.2012;
- «ЗАЗ» А07А12 пригородный // Сайт корпорации "УкрАВТО";
- I-VAN A07A на сайте fotobus.msk.ru;
- Автобусы I-VAN А07А, А07А1 и их модификации (TATA 613 / БАЗ-А079 ЭТАЛОН). Руководство по ремонту;
- Информация, предоставленная Александром Говорухой.
Техническая характеристика автобуса ЗАЗ-А07А "I-VAN":
Габаритные размеры | ||
---|---|---|
А07А/A07A1/A07A2 | А07А3 | |
Длина, мм | 7400 | 8480 |
Ширина, мм | 2240 | 2240 |
Высота, мм | 2920 | 2920 |
Колесная база, мм | 3800 | 4880 |
Колея передних колес, мм | 1650 | |
Колея задних колес, мм | 1577 | |
Масса и наполняемость автобуса | ||
A07A12/A07A2 | А07А3 | |
Масса снаряженного автобуса, кг | 5255 | 5940 |
Полная масса автобуса, кг | 8100 | 8300 |
Максимальная нагрузка на переднюю ось, кг | 3100 | 3300 |
Максимальная нагрузка на заднюю ось, кг | 5000 | 5000 |
А07А12 | А07А3 | |
Количество мест для сидения | 25 | 31 |
Общее количество мест | 38 | 31 |
Двигатель и КПП | ||
А07А/A07A1/A07A2 | А07А12 | |
Марка двигателя | ТАТА 697 NA | Cummins |
Тип | дизельный | |
Количество и расположение цилиндров | 6 R | 4 R |
Рабочий объем, л | 5,675 | 3,760 |
Номинальная мощность, кВт (л.с.) | 97 (130) | 102 (138) |
Степень сжатия | 17,5 | 18,5 |
Трансмиссия | ||
А07А/A07A1/A07A2 | А07А12 | |
КПП | ТАТА GBS 40 | TATA G 600 |
Тип КПП | механическая | |
Количество ступеней КПП | 5 | 6 |
Сцепление | сухое, фрикционное, однодисковое | |
Рулевое управление | винт-шариковая гайка, с гидроусилителем | |
Передняя подвеска | зависимая, на двух полуэллиптических рессорах
со стабилизатором и двумя амортизаторами | |
Задняя подвеска | зависимая, на двух основных и двух
вспомогательных полуэллиптических рессорах со стабилизатором и двумя амортизаторами | |
Тормозная система | пневматическая, двухконтурная с тормозными
колодками барабанного типа | |
Электрооборудование, В | 24 | |
Минимальный радиус поворота, м | 8,6 | |
Максимальная скорость, км/ч | 90 | |
Расход топлива при скорости 60 км/час, л/100 км | 15,0 | |
Расход топлива при скорости 80 км/час, л/100 км | 19,0 | |
Шины | 215/75 R 17,5 |