Трамвай. Хроника
Общие сведенияКонкаХроникаМаршрутыСхемыПодвижной составФотогалереяГорэлектротранс ]

  • 24 июля 1871 г.
    В Харьковскую городскую Думу обратился инженер М.Г. Александровский с предложением построить в г. Харькове конно-железную дорогу. Впоследствие предложение было отклонено.
  • 31 мая 1882 г.
    Городской управой был заключен контракт с французскими гражданами Бонне и Отле об устройстве ними конно-железной дороги для пассажирского и товарного движения на протяжении 17,5 верст.
  • 12 сентября 1882 г.
    В Харькове открыта конка. Первый участок первой линии проходил от угла улиц Александровской (Евгения Котляра) и Екатеринославской (Полтавский Шлях) по Екатеринославской через Лопанский мост и Торговую (Павловская) площадь до здания биржи (теперь - угол площадей Павловской и Конституции).
  • 10 января 1883 г.
    Первая линия конки продлена по Николаевской (Конституции) площади, Московской и Старо-Московской улицам (Московский проспект) до реального училища (теперь - учебный корпус ХГТУСХа по Московскому проспекту, 45).
  • июль 1883 г.
    Построен короткий участок линии конки по Александровской (Евгения Котляра) улице от Екатеринославской (Полтавский Шлях) до Привокзальной площади.
  • 18 августа 1883 г.
    Открыт участок линии конки от реального училища по Старо-Московской (Московский проспект) и Конной (Богдана Хмельницкого) улицам до Конного рынка.
  • 24 августа 1884 г.
    Открыта ветка конки по Старо-Московской улице (Московский проспект) от Конной (Богдана Хмельницкого) улицы до угла Конной площади (площадь Восстания).
  • май 1885 г.
    Открыта вторая линия конно-железной дороги. Она прошла от Ветеринарного института (район нынешней площади Свободы) по Сумской, через Николаевскую (Конституции) и Торговую (Павловскую) площади, по Торговому переулку (ныне застроен) через Цыганский мост (теперь на этом месте подвесной пешеходный мост) и по Большой Москалевской улице до угла Заиковской (Гольдберговской).
  • 14 октября 1893 г.
    Городская управа и Бельгийское акционерное общество, к которому перешли конно-железные дороги, заключили дополнительный контракт, согласно которому концессионеры отказались от исключительного права на устройство в Харькове конно-железных дорог.
  • 1896 г.
    Построен участок второй линии конки по Большой Москалевской улице от Заиковской улицы до Основянского моста.
  • 02 ноября 1901 г.
    На заседании Думы был прочтен доклад Святухина по трамвайному вопросу. Городской Голова А.К.Погорелко сообщил, что согласно поручению Думы, управой уже разработан вопрос о сооружении новых линий конки.
  • июль 1903 г.
    Начальник Харьковской губернии уведомил городскую управу, что пояснительная записка вместе с чертежами по устройству электрического трамвая в один путь с разъездами по линии Петинской и Панасовской улиц вместе с заключением начальника харьковского почтово-телеграфного округа препровождены в хозяйственный департамент министерства внутренних дел для разрешения устройства трамвая. Вскоре разрешение было получено.
  • 13 августа 1905 г.
    Трамвайная комиссия закончила строительство каменного сарая для ремонта вагонов (депо на улице Плехановской в районе улицы Михновского), квартиры заведующего трамваем, казармы для дежурных и др. Были заказаны первые вагоны трамвая нюрнбергской компании с моторами "Union".
  • 19 августа 1905 г.
    Началась укладка рельсов на первой линии электрического трамвая.
  • 1906 г.
    Основано Бюро Харьковского городского электрического трамвая.
  • 03 июля 1906 г.
    Открыт Харьковский электрический трамвай. В депо городского трамвая в присутствии вице-губернатора, городского Головы, членов городского управления, гласных городской Думы, трамвайной комиссии и посторонней публики был отслужен священником О.Полтавцевым торжественный молебен. После окончания молебна присутствующие члены комиссии, представители города проехали в трамвае до Павловской площади, после движение трамвая было открыто для публики. Первая линия проходила от Балашовского переезда по Петинской, Змиевской, Нетеченской улицам, Подольскому мосту, Подольскому и Костюринскому переулкам до Павловской площади.
  • 15 января 1909 г.
    На рассмотрение Харьковского городского управления выносится проект нового договора с бельгийцами. Докладывал H.H.Ковалевский об окраинных линиях, и А.М Кузнецов об окраинных линиях в связи с проведением безрельсовых электрических дорог. В докладе была дана схема концентрических путей трамвая, которые город может построить, не выкупая конки. Докладчики предлагают воспользоваться для конкуренции с бельгийцами электрическими омнибусами. Гласный H.H.Салтыков говорит, что проект договора с бельгийцами отвергается. Доклад об окраинных линиях сводится к постройке на окраинах обычного электрического трамвая, а в центре, по запретным улицам, к использованию омнибусов. И этот проект отклоняется.
  • 31 мая 1909 г.
    Трамвайная комиссия под председательством А.К.Погорелко на очередном заседании постановила заказать 8 электрических вагонов с тормозами Вестингауза Мытищинскому заводу, 8 вагонов Всеобщей компании электричества, и кроме того 2 вагона судостроительному заводу в г. Hиколаеве.
  • 23 сентября 1909 г.
    Закончено строительство однопутной трамвайной линии на участке Сергиевская площадь - Клочковская - Ивановская от Благовещенской церкви до Большой Панасовки. Начаты работы по укладке второго пути на этой линии.
  • 30 сентября 1909 г.
    Hочью, после прекращения движения бельгийской конки, состоялось соединение линий Клочковского и Петинского трамваев. На этой основе произошел конфликт с представителями бельгийской конки, но благополучно разрешился в пользу электрического трамвая.
  • 30 октября 1909 г.
    Ночью было произведено второе пересечение путей конки рельсами городского трамвая.
  • 03 ноября 1909 г.
    Открылось трамвайное движение по Павловской площади от Николаевской (Конституции) площади до павильона в Павловском сквере.
  • 27 ноября 1909 г.
    Успешно проведены официальные испытания нового железобетонного Купеческого моста. Вскоре после них мост был введен в эксплуатацию.
  • декабрь 1909 г.
    Городской трамвайной комиссией было принято решение заказать 35 моторных и 16 прицепных трамвайных вагонов для новой трамвайной линии.
  • 17 декабря 1909 г., 11:00
    Состоялось торжественное открытие городского электрического Клочковско-Панасовского трамвая (линия от Павловской площади по Сергиевской площади и Клочковской улице до Речного переулка с ответвлением по Ивановской улице до реки Лопань).
  • 19 декабря 1909 г.
    Поступили 4 новых трамвайных вагона для Клочковской линии трамвая.
  • 24 декабря 1909 г.
    Открыто регулярное движение по новой трамвайной линии, проложенной по Купеческому мосту, Благовещенской площади, улице Рождественской, переулку Лосевскому и улице Большой Панасовской до Альбовского переулка.
  • 1910 г.
    Открыто Пискуновское (Ленинское) трамвайное депо.
  • 06 июля 1910 г.
    Началось строительство трамвайной линии по улице Пушкинской.
  • 10 июля 1910 г.
    Начаты работы по укладке второго пути трамвайной линии по улице Петинской (Плехановской). Подробнее...

Общие сведенияКонкаХроникаМаршрутыСхемыПодвижной составФотогалереяГорэлектротранс ]