Трамвай. Хроника
Общие сведенияКонкаХроникаМаршрутыСхемыПодвижной составФотогалереяГорэлектротранс ]

  • 14 июня 1929 г.
    Открыт трамвайный маршрут № 3: ДЭЗ - ул. 1-го Мая - ул. Пушкинская - Коммунальный парк
  • 17 июня 1929 г.
    В связи с началом перешивки Плехановской трамвайной линии с узкой на широкую колею закрывается движение трамваев от Балашовского путепровода до завода ДЭЗ
  • 12 августа 1929 г.
    Закрыта и в дальнейшем демонтирована узкоколейная трамвайная линия по Подольскому (улица Гамарника) и Костюринскому переулкам, а также небольшой участок по площади Розы Люксембург от Костюринского переулка до новой узкоколейной конечной. Маршрут №1 Альбовский переулок - Завод ВЭК сокращен до этой конечной.
  • 27 сентября 1929 г.
    Перешита на широкую колею линия, проходившая от ДК "Металлист" по улицам Плехановской и Красный луч до улицы Корисковской (Московский проспект).
  • 10 октября 1929 г.
    Построена трамвайная линия по Нетеченской улице от Университетской улицы до Подольского переулка. Перешита на широкую колею линия, проходившая от Подольского переулка по улицам Нетеченской, Змиевской (проспект Гагарина) и Плехановской до ДК "Металлист". Кольцевой маршрут №2 Павловка - Заиковка - улица 1-го Мая (Московский проспект) - Павловка изменен. Новый маршрут: Павловка - улица Университетская - Заиковка - улица Плехановская - Заводы. Маршрут №3 Коммунальный парк (Горпарк) - Заводы (ХЭМЗ) изменен. Новый кольцевой маршрут: Заводы - улица Броненосца "Потемкин" (Московский проспект) - улица Пушкинская - Госпром - Клочковская - площадь Розы Люксембург - улица Нетеченская - улица Плехановская - Заводы. Маршрут №4 Новоселовка - Заводы (ХЭМЗ) начал ходить по улице Плехановской вместо улицы Корсиковской (Московский проспект). Открыты маршруты №13 Павловка - улица Клочковская - улица Нетеченская - улица Плехановская - Заводы (ХЭМЗ) и №14 Вокзал - улица Свердлова (Полтавский шлях) - улица Нетеченская - улица Плехановская - Заводы (ХЭМЗ).
  • февраль 1930 г.
    Началось строительство трамвайной линии на ХТЗ.
  • 16 сентября 1930 г.
    В Харькове окончен перевод путевого хозяйства трамвая с узкой на широкую колею. Введены в эксплуатацию переоборудованные последними Ленинское трамвайное депо и трамвайная линия по Купеческому мосту, площади Карла Маркса, улице Энгельса, переулку Лосевскому, улице Котлова и Кузинскому мосту. Конечная "Ивановка" перенесена от Альбовского переулка на свое нынешнее место. За Кузинским мостом оборудован разворотный треугольник. Возобновлена работа маршрута №1 в виде Ивановка - Заводы (ХЭМЗ). Линия по улице Кладбищенской (Муранова) не перешивалась и была демонтирована. Маршрут №5 Пролетарская площадь - улица Кладбищенская (Муранова) изменен. Новый маршрут: Коммунальный парк (Горпарк) - улица Дзержинского (Мироносицкая) - улица Клочковская - Центр - улица Нетечинская - улица Плехановская - Заводы (ХЭМЗ). Открыт маршрут №15 Кузинский мост - Коммунальный рынок - Центр - улица Грековская - Новоселовка. Открыт маршрут №16 Ивановка - Коммунальный рынок - улица Нетеченская - улица Плехановская - Заводы (ХЭМЗ). Маршрут работал также и в ночное время.
  • 01 октября 1930 г.
    Харьковский трамвай перешел на 7-часовые рабочие смены
  • 1931 г.
    Маршруты №1 Ивановка - Заводы (ХЭМЗ) и №2 Павловка - Заиковка - Плехановская - Заводы сокращены до завода "Серп и Молот". Кольцевой маршрут №3 Заводы - Госпром - Нетеченская - Заводы изменен. Новый маршрут: Завод "Серп и Молот" - Новоселовка. Кольцевой маршрут №8 Вокзал - улица Грековская - Конный рынок - улица 1-го мая (Московский проспект) - Вокзал изменен. Новый маршрут: Вокзал - улица Грековская - Конный рынок - Заводы (ХЭМЗ). Маршрут работал также ночью. Маршрут №9 Вокзал - улица 1-го мая (Московский проспект) - Конный рынок - улица Грековская - Вокзал изменен. Новый маршрут Вокзал - Центр - Заводы (ХЭМЗ).
  • ~ 1931 г.
    Построен Корсиковский путепровод по ул. Корсиковской (Московский проспект) между заводом "Серп и молот" и пос. "Красный Луч". До этого (1927-1931 гг.) на месте путепровода существовало одноуровневое пересечение автодороги и трамвайных путей с железнодорожной линией. На время строительства путепровода было организовано движение трамваев по временной однопутной линии южнее строящегося путепровода.
  • 03 июня 1931 г.
    Установлен единый тариф для проезда в трамвае - 15 копеек (для красноармейцев, а также работников и служащих с зарплатой менее 100 рублей - 5 копеек).
  • 30 июля 1931 г.
    Открыто трамвайное движение по Белгородскому шоссе от Горпарка до Лесопарка и по проспекту Сталина (Московскому) от ХЭМЗа до пересечения с железнодрожной линией. Открыт маршрут №18 Заводы (ХЭМЗ) - временная конечная "ХТЗ" перед ЖД-переездом.
  • 01 октября 1931 г.
    Открыта трамвайная линия по Чугуевскому шоссе от пересечения с железнодорожной линией до конечной "ХТЗ" ("Станция "Лосево""). Трамвайный маршрут №18 начал ходить от Заводов (ХЭМЗ) до ХТЗ (Станция Лосево).
  • 07 ноября 1931 г.
    Открыта трамвайная линия от Южного вокзала по улицам Красноармейской, Чеботарской, переулку Пискуновскому и Рогатинскому въезду до улицы Клочковской. На эту линию переведен трамвайный маршрут №12 Холодная Гора - Госпром - Коммунальный парк (Горпарк), ранее ходивший через центр и Пролетарскую площадь. Маршрут №17 начал ходить от Вокзала через Коммунальный (Центральный) рынок, Госпром, улицы Пушкинскую и 1-го Мая (Московский проспект) до конечной "Заводы" (ХЭМЗ).
  • 1932 г.
    Для питания трамвайных линий на центральной тяговой подстанции пущен мотро-генератор мощностью 1200 кВт изготовленный заводом ХЭМЗ. На то время - самый мощный в СССР.
  • 1932 г.
    Руководителем Харьковского трамвайного треста назначен Шполянский Исай Яковлевич.
  • июнь 1932 г.
    Построена одноколейная грузовая трамвайная линия от Холодногорской поликлиник по улицам Свердлова и Залютинской.
  • 13 августа 1932 г.
    Открыта трамвайная линия, проходившая от спуска Пассионарии по проспекту "Правды", улицам Тринклера и Госпитальной (Маяковского) до улицы Дзержинского (Мироносицкой). На нее перенесено движение с линии, проходившей от спуска Пассионарии по площади Дзержинского (Свободы), улицам Иванова и Дзержинского (Мироносицкой) до улицы Бассейной (Петровского), в частности маршруты №5 Коммунальный парк (Горпарк) - Заводы (ХЭМЗ), №10 (Кольцевой, по большому кольцу), №12 Холодная гора - Коммунальный парк и №17 Вокзал - Госпром - Заводы (ХЭМЗ).
  • 13 августа 1932 г.
    Трамвайный маршрут № 18 стал следовать от ХТЗ по улицам Корсиковской, 1-го Мая, Пушкинской и Бассейной до дома ЦК КП(б)У. Трамвайный маршрут № 11 стал следовать от вокзала по улицам Свердлова и Пушкинской до Коммунального парка.
  • 13 августа 1932 г.
    Начат демонтаж трамвайной линии по площади Дзержинского
  • 14 декабря 1932 г.
    Открыто трамвайное движение на участке, проходившем по улице Пушкинской от улицы Бассейной до общежития "Гигант".
  • 14 декабря 1932 г.
    Открыта трамвайная линия по улице Плехановской от улицы Красный луч до улицы Корисковской (Московский проспект) и по улице Юмтовской (Морозова) от улицы Корисковской до Колонии ХПЗ (Поселок Артема). Маршрут №5 Горпарк - Госпром - Центр - улица Нетечинская - улица Плехановская - Заводы был изменен. Новый маршрут: Горпарк - улица Пушкинская - проспект Сталина - Конный рынок - улица Плехановская - Поселок Артема. Маршруты №13 Павловка - улица Нетеченская - Заводы (ХЭМЗ) и №14 Вокзал - Нетеченская - Заводы (ХЭМЗ) были переведены на Поселок Артема (вместо конечной "Заводы").
  • апрель 1933 г.
    На конечных трамвая проводится санобработка вагонов в целях борьбы с сыпным тифом
  • 16 апреля 1933 г.
    Оптимизирована маршрутная сеть харьковского трамвая. Отменены трамвайные маршруты №№ 3,5,15,17,18,19, в значительной мере дублировавшие другие маршруты трамвая. За счет освободившегося подвижного состава увеличен выпуск на остальных маршрутах. Трамвайные маршруты №№ 7 и 12 продлены до Померок, № 20 - до ХТЗ. Трамвайный маршрут № 10 стал курсировать по малому кольцу вместо большого. Изменен путь следования трамвайного маршрута № 8. Новая трасса маршрута: "Общежитие "Гигант" - Пушкинская, Розы Люксембург, Грековская, Заиковская - Заводы".
  • 28 июля 1933 г.
    Утвержден проект первой очереди линий пригородных электропоездов. Предполагаются к постройке линии "Лосево - Харьков-Балашовский - Люботин" и "Лосево - Харьков-Балашовский - Мерефа". Также планируются к постройке сопутствующие линии городского трамвая для связи линии пригородных поездов с центром города: "Бавария - Основа - Шевченковская - Заиковская", "Григоровский бор - Семинарская - Конторская" и "Змиевская - Качановская"
  • 23 октября 1933 г.
    Многотиражная газета трамвайного треста стала называться "За зразковий трамвай".
  • ~ 1934 г.
    Построена трамвайная линия по Мясному переулку и Нетеченскому базару (сейчас на этом месте Новый цирк) от улицы Марьинской до улицы Университетской. Маршрут №7 Новоселовка - улица Октябрьской революции - Центр - улица Пушкинская - Коммунальный парк (Горпарк) переведен на эту линию вместо линии по Банному переулку.
  • 1934 г.
    Трамвайные маршруты №4 Новоселовка - Заводы (ХЭМЗ) и №6 Холодная гора - Заводы (ХЭМЗ) продлены до Турбинного завода (оборотный треугольник в районе нынешнего Салтовского путепровода). Маршруты №9 Вокзал - Заводы (ХЭМЗ) и №20 Горпарк - Центр - Заводы продлены до ХТЗ.
  • 05 декабря 1934 г.
    Трамвайный маршрут № 16 стал обслуживаться Ленинским депо вместо Краснозаводского, за счет чего на 40 минут сократилось время прибытия первых вагонов на Ивановку.
  • 1935 г.
    Харьковский трамвайный трест вышел победителем республиканского соревнования "За образцовый трамвай".

Общие сведенияКонкаХроникаМаршрутыСхемыПодвижной составФотогалереяГорэлектротранс ]